Вот и прошел у девятиклассников экзамен по русскому языку. В ОГЭ три части: изложение, тестовая часть и сочинение. Меня очень заинтересовало, как же девятиклассники пишут сочинения сейчас. Подруга, закончившая журфак МГУ, пару месяцев назад жаловалась мне, что, мол, расписали в сочинении все, что можно, а дочь получила за него «3» на пробном экзамене.
Так в чем же секрет сочинения в девятом классе, что даже акулы пера не всегда могут угодить проверяющим? Вспомните, как мы писали сочинения в «советской» школе. Неважно, про дружбу, или природу, мы излагали на бумаге свои эмоции, мысли, пытались рассуждать. Своими словами описывали картину происходящего
Так вот, сейчас совсем не так пишут сочинения в разделе 15.2 и 15.3 ОГЭ. Ученику дается отрывок из текста, в котором он должен определить главную мысль, понять, о чем этот текст (о влиянии искусства, о доброте человека, о честности и т.д.). Собственно, на этом интеллектуальная работа заканчивается)). Потому что дальше идут штампованные конструкции.
Для введения: «Смысл данного отрывка я понимаю так…», «В этом отрывке автор говорит о том, что..», «В данном отрывке содержится главная мысль текста…».
Для основной части: «Смысл этого фрагмента я могу подтвердить примером из предложений …», «Справедливость высказывания можно доказать на примере предложения …», «Предложения №№… подтверждают мысль о том, что..».
Для заключения: «Итак, мы пришли к выводу о том, что…», «Примеры из текста стали доказательством того, что…», «Мне удалось доказать, что..».
Какие свои мысли? Какие рассуждения? Кому они вообще нужны? Четко по схеме, два аргумента из текста, цитата, вывод, объем больше 70 слов – все! Можно, конечно, заменить один из аргументов из текста примером из жизни, и писать сочинение по заданию 15.3, но на этом вся «самодеятельность» заканчивается, такие же штампы.
Потом удивляемся, как же это - пришел молодой специалист на работу, и двух слов связать не может, ни письмо деловое составить, ни высказаться грамотно.
В современной школе колоссально возросла нагрузка на детей, при этом уровень знаний и навыков, уровень того, что остается в голове, резко упал. А что вы думаете об этом?