Доброго времени суток всем! Сегодня, для разнообразия, сделаю обзор на фантастическое кино. Вспоминаем советскую кинофантастику. Что приходит на ум, при упоминании этого словосочетания?! «Сталкер», «Солярис», «Кин-дза-дза». Добавим сюда «Гостья из будущего» и «Чародеи» и.. все, в принципе, обзор на советскую кинофантастику готов. Такой обзор имеет право на существование и наберет (ИМХО), много просмотров. Но, это будет халтурка со стороны дзен-автора. Я так делать не буду.. Сразу отметаем топовые хиты (смешной термин, по отношению к советской культуре) и детское кино. Оставлю за бортом обзора экранизацию классики жанра (Беляева, Толстого, Ж.Верна), фильмы – притчи (например «Обыкновенное чудо», «Две стрелы», «Тот самый Мюнхгаузен), а также, кинофантастику снятую ранее 60-х гг. прошлого столетия. То есть критерий такой – «твердая» фантастика, снятая в промежутке от 70-хх до 1991 года.
Начну обзор с кинокартины «Конец вечности», снятой на «Мосфильме в 1987 году. Этот двухсерийный фильм является экранизацией одноименного романа А. Азимова. По сюжету, секретная организация «Вечность» существует вне времени и может управлять всем ходом развития человечества, осуществляя вмешательства, с помощью путешествий во времени. Так например, «Вечность» тормозит развитие новых видов оружия, препятствует космической экспансии и т.п. Такие изменения и контроль, не позволяют людям самоуничтожиться, в ходе какой-нибудь глобальной войны и в то же время, выйти из под контроля организации.
Эндрю Харлан, главный герой кино, в ходе событий фильма, знакомится с девушкой по имени Нойс, уроженкой 48 столетия. Узнав, что готовится изменение реальности, в результате которого история вновь будет скорректирована и Нойс в этой реальности не будет, Харлан становится врагом Вечности. Это очень кратко о сюжете.
Что касается самого фильма, то в нем вы не найдете ни зрелищности, ни спецэффектов, то есть того, что является основой современной кинофантастики. Зато, есть неплохая игра актеров, диалоги, прекрасная электронная музыка, ну и есть о чем подумать.
Финал фильма, заметно отличается от литературного прототипа. У Азимова он оптимистический, в фильме отнюдь не так, что отвечает, наверное, мироощущению второй половины 80-х.
В фильме задействован хорошие артисты – Жженов, Клюев, Юрский и др. Однозначно не потеряете время.
В 1990 году. на экраны вышел советско-чешский фильм, по мотивам повести Кира Булычева «Подземелье ведьм». Фильм так и называется. Планета Эвур является двойником Земли. На ней эволюция происходила аналогичным образом, биосфера очень сходна с нашей планетой. А уж разумные существа и вовсе неотличимы от людей. Парадоксально, но на планете, в одно и тоже время, обитают и сходные, с вымершими на нашей земле динозаврами, рептилии и люди. То есть дикая смесь несовместимых вещей. На Эвуре начинает работу научная экспедиция землян, с целью изучения этого явления. Однако, экспедиция подвергается нападению местных жителей, которые по уровню развития находятся в стадии каменного века. Но, при нападении, у аборигенов замечено стальное оружие, чего не может быть, не обладают местные такими технологиями. База землян разгромлена, несколько человек попадают в плен, и лишь землянин Брюс (Сергей Жигунов) остается на свободе. С помощью местной красавицы Белогурочки, он пытается освободить соотечественников, и разобраться в парадоксе.
Знаю, что кино подверглось критике. Создателей упрекали в подражании американской фантастике. При несоизмеримых бюджетах, бедных спецэффектах и т.п. это выглядело не очень. По мне фильм смотрится. Живой такой, бодрый. Задействованы неплохие актеры – например Игор Ясулович, Николай Караченцев, Владимир Талашко и др. Ну и конечно молодой Дмитрий Певцов, в роли предводителя местных Октын-Хаша, просто шикарен.
Фантастический детектив «Дознание пилота Пиркса», увидел свет в 1978 году. Фильм совместный, советско-польский. Это экранизация повести Станислава Лема, из цикла о пилоте Пирксе. По сюжету, в космическую научную экспедицию к Сатурну, в качестве члена экипажа, включают робота-андроида, ничем не отличимого от людей. Цель, протестировать механизм в космосе, в работе с людьми. Поэтому, командору корабля Пирксу, не сообщают, кто из его подчиненных машина. В полете выясняется, что у механизма возникают не совсем хорошие планы в отношении своего будущего и будущего человечества.
Фильм построен в форме детектива. Командор Пиркс (Сергей Десницкий) пытается провести расследование, кто же из членов команды не человек. Финал картины шикарен.
Для своего времени очень неплохие спецэффекты, космос, антураж корабля, скафандров и пр. Хороший сценарий, диалоги, игра актеров – членов экипажа. Польский актер Абарт, советские - Александр Кайдановский и Тыну Саар, сыграли мастерски. Это мое мнение, хотя знаю, что фильм тоже критиковали. Рекомендую.
Дальше. Советский фантастический фильм «Посредник», был снят по мотивам повести Александра Мирера в 1990 году. По сюжету, возле небольшого советского городка, приземляется НЛО. Небольшой сферический объект. Но контакт инопланетян и советских людей оказался вовсе не мирным , предвещающим сотрудничество и братство разумов. С помощью небольшого переносного прибора, называемого «Посредник», иномиряне осуществляют вторжение. Вторжение в разум землян, после наведения прибора, человек становится носителем сознания пришельца. Но, не все у захватчиков пошло гладко, «Посредник» не действует на всех людей, есть исключения.
Фильм намеренно снят в мрачных, серых тонах. Под стать ему и звуковое обеспечение, резкие внезапные звуки, музыка депрессивного характера. То есть, фон получился мрачноватый. На таком фоне, вторжение получается реалистичным и натуральным.
Я, к сожалению, не читал повести Александра Мирера, насколько можно понять по отзывам, это детская литература. Фильм получился ну очень сильно «по мотивам». Тут у меня небольшое преимущество, я оцениваю фильм не с позиции сравнения с литературным первоисточником, а как самостоятельное произведение. Очень необычное кино, с особенной атмосферой и духом, законченным сценарием и неплохой игрой актеров. Понятно, что «на любителя», но я всем бы рекомендовал начать просмотр.
Ну и заканчиваю свой обзор более менее известным произведением советской кинофантастики, художественным фильмом «Через тернии к звездам» (1980г.). В принципе, статья могла быть закончена и без него, выше представлены разноплановые фантастические фильмы. Пусть будет изюминкой что-ли. Много писать про него не буду, большинство видело этот фильм или слышало про него. По сюжету, найденная в глубоком космосе, девушка - инопланетянка Нийя, попала на Землю. Она ничего не помнит о своем прошлом. Но когда узнает, что на ее Родине, планете Десса, произошла экологическая катастрофа, то вместе с экипажем земной экспедиции, пытается помочь родному миру. Однако, это не нравится полусумасшедшему диктатору планеты Туранчексу, который строит козни. Более что-то добавлять считаю лишним, ну или надо делать отдельный обзор на это кино. Фильм хороший )).
В заключение, свой «приговор» по совокупности содеянного (написанного в обзоре). Советской кинофантастике, элементарно не хватало бюджета и спец. эффектов. Оно не было главным направлением киноискусства того времени. Столько денег, как выделялось, к примеру, на «Войну и мир» или эпопею «Освобождение», фантастика не имела. Да и не заточен советский кинематограф был на наш жанр. К «бедности» бюджета добавим и не совсем подходящие для развлекательного жанра сценарии, мало экшена (как говорят сейчас), все же фантастика, это развлекательное кино, со всеми вытекающими. Но даже при этом, представленные мной фильмы весьма достойные и для своего времени, да и сейчас можно пересмотреть, время уж точно не зря потратишь. По крайней мере, сейчас бюджет есть, и индустрия есть, а не растет кокос. Давайте представим актера Петрова в роли пилота Пиркса?! Пусть лучше бегает по притяжению своему )). Да и в Голливуде, фантастическое кино предельно упростилось что-ли. Но, разговор о современной отечественной и зарубежной кинофантастике отдельный. Мне все-таки интереснее говорить о фантастической литературе, книгах. К чему я и вернусь в следующих обзорах.
Спасибо всем, кто прочел обзор, надеюсь было интересно.