Найти тему
Информация

Подростковый бунт тогда и сейчас. Почему сейчас всё по-другому. Часть 1

Когда человек переходит порог примерно 21 года, в нём включается режим "я старше". Мы начинаем смотреть на современных нам подростков как на людей с другой планеты, увлечённых чем-то непонятным и неприятным нам, одевающимся странно, слушающим странную музыку и вдохновляющимся странными кумирами. Так было всегда, и даже я, в свои 23, наблюдая за близкими тинейджерами, чувствую себя человеком из прошлого столетия.

Но у меня есть стойкое убеждение, что именно современные нам подростки отличаются от всех своих предшественников. Отличаются лишь потому, что мир, в котором они вынуждены взрослеть, изменился до неузнаваемости за последний десяток лет. И в этой серии коротких постов я хочу поразмышлять на эту тему. Для начала давайте обратимся к истории. Это звучит занудно, но без знания корневой системы мы ничего не поймем о растении.

Принято считать, что подростковая культура стала чем-то заметным и особенным в 1950-е годы в США. Именно тогда в пубертат вступили дети, рождённые после войны. Их было так много, что игнорировать этот большой слой общества стало просто невозможным.

Именно в этот период кино заполнили сюжеты о бунтующих подростках, доставляющих неприятности взрослым и отстаивающих свои "дикие" вкусы. Но что тогда было "дикими" вкусами?

Давайте посмотрим на фотографии тех лет. Приличные девочки носили женскую одежду по фигуре, но не стеснялись использовать немного детские мотивы в аппликациях на юбках. Мальчикам из хороших семей полагалось ходить в рубашках и взрослых костюмах и демонстрировать аккуратность и достаток. Правила, правила, правила...

"Хорошие" девочки-подростки
"Хорошие" девочки-подростки
Всё в жизни должно было соответствовать идеальной "рекламной" картинке
Всё в жизни должно было соответствовать идеальной "рекламной" картинке

Кумиром молодежи был Элвис Пресли. Любым юным организмом движет тяга к романтике, а песни Элвиса как будто приближали ее. Как же, должно быть, замирало сердце у молодых девочек, когда они слышали томный голос звезды, растягивающий слова "Люби меня нежно". Что же, с хорошими подростками все более-менее понятно.

Но как же выглядел настоящий подростковый бунт в 1950-е? Зачёсанные наверх волосы, кожаные куртки с эмблемами и заклёпками, голубые джинсы, обязательно подвёрнутые наружу, сигарета во рту. Джинсы с подворотами были заявлением "Мы уже не дети, но ещё не взрослые. Мы - сами по себе". Ничего не напоминает? Модная укладка бунтаря требовала столько жира, что таких подростков стали называть Greasers (от англ. grease - жир). Одновременно подражавшие и байкерам, и ковбоям, они восхищались Джеймсом Дином и Марлоном Брандо.

"Плохие" ребята - Greasers
"Плохие" ребята - Greasers

Но была и другая субкультура - Teddy Boys. Они одевались в пиджаки c бархатными лацканами в стиле эпохи Эдуарда VII, которые смотрелись (мы даже не можем представить насколько) провокационно. Говорят, поведение этих ребят тоже было ужасно вызывающим. Принято считать, что эти компании состояли из ребят рабочего класса, стремившихся выглядеть подобно представителям "золотой молодёжи".

"Плохие" ребята - Teddy Boys
"Плохие" ребята - Teddy Boys

Меня умиляют фотографии Teddy Girls того периода. Сейчас мы можем только предположить, с каким ужасом смотрели в те годы родители на это безобразие.

Девочки-бунтарки
Девочки-бунтарки

В общем, можно сказать, что "непутёвые" подростки тусовались своими отдельными группками, поддерживая друг друга в новых видах самовыражения и, как всегда, раздражая взрослых, которые знают "как лучше". И так было, на мой взгляд, с каждым последующим поколением. Плюс-минус некоторые изменения стиля, музыкальных предпочтений и взглядов на жизнь - но, по-прежнему, на самобытность подросткового движения кто-либо другой извне мог повлиять минимально.

Так было ровно до настоящего времени. До поколения современных нам тинейджеров, взрослеющих и переживающих свои этапы развития... в интернет-пространстве. Соцсети и смартфоны изменили всё, и прежним мир уже не будет.

-7

В следующей статье читайте о том, чем жизнь современных подростков отличается от судьбы всех предыдущих поколений. И как доисторическим существам старше двадцати лет найти с ними что-то общее.