Найти тему
Дневник учителя

«Мне что, начать его бить?»

Иллюстрация к произведению "Приключения Тома Сойера" (1876)
Иллюстрация к произведению "Приключения Тома Сойера" (1876)

Когда я была маленькой и еще сама ходила в школу, то никогда не испытывала сильного страха перед наказаниями родителей. Я помню, что мама могла поругать за то, что поздно вернулась с прогулки. Тогда телефонов не было, нельзя было предупредить, что я просто заигралась и со мной все в порядке. Иногда влетало за плохие оценки, но это вообще было редкостью. Неплохо мне влетело, когда мама узнала, что я неделю прогуливала школу.

Я помню страх поссориться с родителями. Не разговаривать друг с другом для меня было самым страшным наказанием, или, например, когда я видела, что мама из-за меня плачет. Вот это было жестко и воспоминания об этом до сих пор задевают. Но вот то, что меня накажут или поругают, никогда не казалось мне чем-то ужасным.

Когда я выросла, получила 2 педагогических образования, стала читать книги о воспитании детей, то, конечно, нигде не говорилось, что детей можно наказывать, кричать, тем более бить. Но все иначе обстоит на практике. Когда я стала вхожа в чужие семьи, то мне бросилась в глаза большая разница, между детьми, которых наказывают и теми, кого родители всегда жалеют. Приведу два самых ярких примера из моей практики.

Семья № 1.

В этой семье есть папа, мама и двое мальчиков, с которыми я занимаюсь. Родители довольно жестко обращаются с детьми за их проступки. Они могут не просто накричать, но даже дать хорошего подзатыльника за грубость, за невыполненные домашние задания, за какой-нибудь обман. Как-то даже видела, как мальчика оттаскали за волосы, т.к. тот не хотел помочь маме.

Семья № 2.

В этой семье нет папы, есть только бабушка, мама и доченька. Когда я первый раз пришла к ней на занятие, она сразу стала обращаться ко мне на ты и довольно в грубой форме. «Ты кто такая? Что тебе от меня нужно? Я не буду выполнять твои задания?» - приблизительно такие были её слова вместо «здравствуйте». Я бы внутри себя оправдала это, если бы передо мной был 4-ех летний ребенок, но ей было 9, а в 9 лет нужно уже понимать с кем ты говоришь, как обращаться к незнакомому человеку. Но я сразу поняла в чем причина - рядом стояла мама и только мило улыбалась, не делая девочке ни малейшего замечания. Больше вопросов у меня не было.

Семья №3

Мама, папа и сын. Как я поняла из маминых рассказов, его никогда не наказывали, позволяли делать все, что ему хочется и практически ничего не запрещали. Вылилось это в то, что сын абсолютно не уважает родителей и не умеет контролировать себя и свое «Хочу». И как-то его мама, со слезами на глазах, меня спросила: «Ольга Львовна, мне что, начать его бить?»

Я задумалась. Спросили бы у меня такое года 4 назад, я бы рассказала о современных методах обучения, о том как это вредит психике и проч. Но это было все на бумажках, а в реальности у меня есть ученики, которых дома наказывают (иногда довольно жестко), но при этом они обожают своих маму и папу, всегда выделяются на фоне других детей своей воспитанностью, сдержанностью и развитием. Они не выглядят забитыми и подавленными, абсолютно живые дети, но с пониманием, что можно, а что нет. И вот передо мной другой пример. Сыночек, которого никогда не наказывают, но на которого жалуются все кому не лень: учителя, знакомые родителей, да и сами родители.

«Наказание».  Basile de Loose.
«Наказание». Basile de Loose.

Что же получается? Надо наказывать и бить?

Для начала скажу, что бить детей - не только плохо, вредно для психического здоровья, но и вообще-то бесполезно. Чаще всего неблагополучные дети как раз из семей, где приветствуют такие методы. Ребенку внушают страх перед наказанием, а не объясняют почему именно этого делать нельзя. Как только ребенок вырастает, палка, которая его сдерживала, исчезает, и появляется желание делать все не так, как говорили родители. Даже если этого не произойдет, то такой ребенок вероятнее всего станет в дальнейшем посещать психолога, чтобы избавиться от кучи комплексов.

Но что же тогда делать? Бить нельзя, а все позволяя, мы получаем инфантильных детей.

В первую очередь, нужно понять, что ребенок нуждается в воспитании не с 3-ех лет, не с того момента, когда он идет в 1 класс, не когда родителей вызывают в школу, а с самого рождения. Все, что он видит, слышит, чувствует - фундамент для его будущего поведения. И ему уже с самых малых лет можно объяснять, что делать нельзя и что опасно. Согласитесь, глупо обвинять собаку, которая съела колбасу со стола, если вы сами не доглядели. Точно так и с ребенком. Если он что-то сделал не так, то только потому, что он еще вообще ничего не знает о правилах, опасностях и прочем. Ему это все еще нужно объяснить.

Зря некоторые думают, что дети глупые и ничего не понимают. Конечно, ребенок ничего не поймет, если он, например, разбил чашку и тут же получил за это по рукам. Даже животные понимают человека, неужели ребенок глупее?

Я думаю, что если бы я попала в какое-то незнакомое место (космический корабль, например, почему бы и нет) Вокруг было бы много всего интересного, мне бы захотелось потрогать, посмотреть. Вдруг, я случайно бы задела какой-то провод и сломала важный механизм. Я знаю, что я не хотела ничего ломать, не хотела никого расстраивать. Мне просто было интересно. И если бы вдруг появился кто-то, кто стал бы меня за это бить или кричать на меня, то это бы меня злило/пугало, но я бы так и не поняла, что я сделала не так. Тоже самое и с ребенком.

Кадр из фильма "Трудный ребенок"  (1990г.)
Кадр из фильма "Трудный ребенок" (1990г.)

Обратная сторона медали - Если вы не объясняете и не наказываете. Допустим, я попала в другую страну. Я не знаю ее законов, что здесь можно, а чего нельзя. Можно предположить, что здесь принято здороваться за руку. Но окажется, что в этой стране это считается неприемлемым поведением. Когда я об этом узнаю? Только тогда, когда мне кто-то об этом расскажет. Если родители будут молчать и не обращать внимание на грубость от малыша в 3 года, то ругать за это в 13 просто бессмысленно. Вы не сказали о законах, о правилах, о нормах тогда, когда это было нужно, а теперь уже поздно.

Часто в родительских обсуждениях возникает несогласие: «Я объясняю, а он/она не понимает. Приходится прибегать к жестким методам». Ну конечно, бесполезно объяснять 20-ти летнему вору, что брать чужое - нехорошо. Его уже придется сажать в тюрьму. Но если бы родители предпринимали все необходимые меры в раннем возрасте, то в 20 лет вероятность такой ситуации существенно снизилась бы. Нет смысла объяснять десятилетнему, что нельзя грубить родителям, он уже это не поймет, потому что это нужно было объяснять намного раньше.

Поэтому, когда у меня спрашивают, наказывать ли детей. Я не могу ответить «да» или «нет». Нужно показывать границы дозволенного, нужно четко давать понять какое поведение является нормой, а какое нет. Нельзя бить и наказывать сразу, не объяснив почему поведение ребенка вы считаете неприемлемым. Перед тем как кого-то наказывать, лучше вспомнить себя в детстве. Как бы вы хотели, чтобы к вам отнеслись в той ситуации, в какую попал ваш ребенок. Это и будет подсказкой - как правильно поступить.

Спасибо, что дочитали до конца!)

❗❗❗

👉Не забудьте подписаться на канал 👈