Разнонаправленная динамика продаж и заказов на грузовики напоминает ситуацию 1 квартала 2008 года, накануне большого падения.
Европейский рынок грузовиков в апреле
По итогам апреля рынок тяжёлых грузовиков в Западной Европе* достиг 23 800 шт.
График 1.
Источник: ACEA
Это на 5,9% больше, чем в апреле 2018 года.
График 2.
Источник: ACEA
В годовом выражении (продажи за 12 месяцев) рынок достиг 258 тыс.
График 3.
Это лучший результат с 2008 года.
На первый взгляд кажется, что перспективы рынка неплохие. Но это только на первый взгляд: заказы на грузовики падают, а это опережающий ("предсказывающий") показатель.
Заказы на грузовики
По данным трёх крупных производителей (Даймлер, Вольво, Скания) приток заказов на грузовики в Европе показывал динамику около нуля (от -1%...-2%) со второго по четвёртый квартал 2018 года, то есть три квартала подряд. А в 1 квартале 2019 года произошло уже более серьёзное падение: -14%.
График 4.
Источник: отчётность компаний Даймлер, Вольво, Скания.
Такое падение заказов в 1 квартале года – плохой признак: такое уже было в 2008 году.
Как падение заказов предсказало падение продаж в 2008 году
Продажи в 1 квартале 2008 года были на 16% выше, чем в 2007 году.
Но заказы в том же 1 квартале 2008 года упали впервые с 2005 года, причём сразу на приличные 29%.
И рынок развернулся: -1% по итогам 3 квартала и -17% по итогам 4 квартала.
Если ситуация повторится, то в 3 или 4 кварталах 2019 года мы можем стать свидетелями падения на европейском рынке тяжёлых грузовиков.
*-по Западной Европе есть данные с 1997 года, именно поэтому используется именно этот ряд.