Найти в Дзене
Офисный крыс

О корпоративной культуре - шиза или фишка?

Оглавление

Сегодня хотелось бы поговорить о неоднозначном явлении нашей рабочей жизни. Большинство считает идиотизмом, тупой прихотью руководства, а кто-то важным фактором офисной жизни и must have в любом бизнесе, от ларька с шаурмой до Electronic Arts и Samsung.

Сегодняшний разговор о корпоративной культуре в ее широком значении и частностях типа дресс-кода, корпоративов, "тимбилдингов" и нематериальной мотивации.

Немного о истории вопроса

Предмету обсуждения мы обязаны, как и всем прочим фишкам бизнеса, нашим западным коллегам. Уж не знаю, кому конкретно мы обязаны сим наблюдением, но некий капиталист однажды заметил, что не всегда деньги решают для сотрудника все его потребности и не могут быть единственным мотиватором для совершения трудовых подвигов. Точнее немного не так, разовью мысль примером. Чтобы некий Джон Смит приносил прибыль, он должен с максимально возможной скоростью перемещать свою тушку в пространстве. Получая 1000$ Джон перемещается легкой трусцой, но чтобы мистер Смит перешел на галоп, требуется уже 5000$. А это больше, чем сей мистер потенциально может принести компании. Поэтому Джон получает 1000$ деньгами и идею о том, что бегает не на благо себя и своего босса, а ради некой сакральной цели. Этот капиталист явно был знаком с учением о пирамиде Маслоу, который заметил, что помимо базовых потребностей (еда, питье, секс) у нормально развитой личности есть еще и потребность в признании, творческой реализации и так далее. Эту потребность подменили на идею о миссии компании, великой цели, личностном и карьерном росте в рамках фирмы и так далее. В итоге получилась корпоративная культура, которая потом иммигрировала в страну МММ, медведей и развалившегося социализма.

Для кого предназначена

У любого продукта есть своя целевая аудитория, нет товара или услуги для всех и каждого. Так и корпоративная культура нужна только для некоторых сотрудников. Откровенные "Андрюхи" ей не интересны - по версии корпоративных воротил, это низшее звено иерархии, которое заменить не составляет проблем, поэтому тратить время и силы на какую-то дополнительную мотивацию и системность в этом случае нет нужды. Зарплата есть - свободен. Так же напрочь корпоративная культура не сдалась тем, кто ее придумал и насаждает - топ-менеджменту. Это инструмент ИХ, а не ДЛЯ них. А нужна она для исполнительского состава и мелких руководителей. Именно их надо стимулировать, причем, желательно, бесплатно. По итогу, конечно, выходит все не по плану и очень глупо, ну да ладно. Исключением являются серьезные специалисты, которых мотивируют кейсы. Они плевали на компанию как таковую и рассматривают ее лишь как источник определенного вызова и источника связанного с этим вызовом опыта.

Из чего состоит

По отдельности все эти элементы ничего страшного в себе не несут. И даже в совокупности злом не являются. Смех корпоративная культура вызывает только тогда, когда она принимает совсем уж гипертрофированные черты и подменяет собой мотивацию материальную. Верх идиотизма считать, что сотрудник, не могущий содержать себя, будет впахивать, аки буйвол, после распевания сумрачных гимнов в строго унифицированном пиджаке (зачастую, на два размера больше или три размера меньше) и стремиться сделать родную корпорацию властелином Вселенной.

Чаще всего состоит из:

-дресс-кода - привет, армия и прочие "сплоченные" коллективы. Ход весьма разумный. Я, как потребитель, должен безошибочно идентифицировать сотрудника магазина, например, или фитнесс-центра или еще кого-то из той же оперы. Ну и как представитель бизнеса, я желал бы вести переговоры не с патлатым нефором (ага, рассказывай, сам таким был много лет назад!), а с таким же деловым человеком. Хотя по факту, если патлатый нефор решит мой вопрос быстрее и интереснее, чем холеный профессиональный переговорщик, я бегом побегу к первому. Но логика в этом шаге есть. С точки зрения же корпоративной культуры, идея тут такая же, как у прочих ведомств, использующих форму (армия, тюрьма, полиция и т.д.) - подавить индивидуальность, чтобы босс правил не толпой индивидов, а одинаково серым отрядом бойцов. Де-юре дресс-код прописан почти во всех компаниях, де-факто жестко соблюдается...ну, может, 20%-30%.

-брендированных вещей - элементарно - любой сотрудник - ходячая реклама предприятия. Особо останавливаться смысла нет

-"социалистические соревнования" - привет товарищу Стаханову. По логике корпоративной культуры, если к должности продавца унитазов прибавить магическую приставку "старший", то он будет продавать унитазы всем, кто имеет физическую возможность ими воспользоваться, чтобы магическая приставка в следующем месяце не перешла на визитку Васе. А Вася будет рвать конкурентов, чтобы отобрать ее - приставку - у Пети. В итоге прибыль. Будучи много моложе, #крыс был очень горд тем, что стал называться ведущим менеджером департамента маркетинговой поддержки В2С продаж компании ХХХ. Несмотря на то, что уже тогда знал о существовании этой фишки и был лишь чуть менее циничен. Кстати, забегая вперед, с этой приставкой #крыс проходил лишь пару месяцев, став потом начальником этого департамента, что автоматом выключило для него корпоративную культуру как таковую.

-корпоративные праздники - пресловутые "корпоративы". О них скажу так, кто не пробовал - попробуйте. Экспириенс просто великолепный. Только заранее найдите новое место работы, потому что, если увлечься экспириенсом, работать в нынешнем коллективе будет тяжеловато.

-"тимбилдинг" - в зависимости от конкретного содержания, может быть годной штукой - именно благодаря "тимбилдинговому" уикенду я нашел себе великолепного соперника по шахматам среди кладовщиков (да, я не шучу, иногда после работы спускаюсь на склад и играю партейку в не особо чистой подсобке, сидя на перевернутом ящике). Но может быть и полным бредом. До сих пор помню идиотизм, когда меня чуть ли не силой загнали на какую-то вышку, чтобы я спиной вперед упал оттуда на руки своих сотрудников. Ага, ща, почти 80 килограммовый мужик падает на фитоняшек и хипстеров, бегу, и волосы назад. От матерной тирады, которую я издал тогда, до сих пор в восторге наш тогдашний начальник охраны, до того служивший в ГУФСИНе и великим и могучим владеющий виртуозно.

Перегибы

Чуть выше мы рассмотрели нормальные составляющие корпоративной культуры. К перегибам же относится утреннее пение гимной сомнительной художественной ценности, агитплакаты, НЛП-заряды каждое утро вместо адекватной планерки и прочие выкрутасы соответствующего менеджера типа параноидальной системы видеонаблюдения, обысков, курения и справления естественных нужд по графику.

Да и вреда они приносят больше, чем пользы. Адекватный специалист уже задумается, а надо ли мне все это. особенно если учесть, что многие руководители перебарщивают и стараются заменить корпоративной культурой зарплату.

Так что в итоге?

А в итоге как обычно. Если без маразма, то все отлично, если с маразмом - все плохо. Хотя многие "планктоны" находят в занятиях корпоративной культурой определенную отдушину от своих незаполненных ничем интересным трудодней. Я сейчас представляю, что если бы я по 8 часов в сутки сортировал бессмысленные бумажки по бессмысленным ящичкам, я бы спился через пару-тройку месяцев. А так планктоны обсуждают очередной всеобщий выезд на шашлыки или турнир по футболу между отделами. Ну а если уж совсем душу воротит, рецепт прост - стань таким спецом, чтобы тебя весь этот цирк с конями вообще не волновал и вопросов из серии "а не заменить ли нам "косящего" Иванова на менее независимую персону с улицы?" по поводу тебя вообще не возникало.