Фамилия Коэн у евреев считается одной из самых распространенных. Примерно, такая же, как у русских Иванов. Поселок в Израиле, а также улицы, площади, парки и школы его городов названы в честь Эли Коэна. Чем же так памятен этот человек для израильтян?
Эли Коэн был выдающимся разведчиком израильского государства. Он сумел внедриться в высшие военно-политические круги Сирии. В течение трех лет, которые предшествовали Шестидневной арабо-израильской войне 1967 года, Коэн передавал ценнейшую информацию, которая обеспечила Тель-Авиву блестящую победу.
Арабо-еврейский конфликт, имеющий библейские истоки, разгорелся с новой силой после провозглашения в 1948 году израильского государства. Его руководство понимало, что находясь в окружении враждебных арабских стран жизненно важно знать их планы и намерения. Добыть нужные сведения могла только разведка.
Эли Коэн был восьмым ребенком в религиозной семье мелкого еврейского бизнесмена, эмигрировавшего из Сирии в Египет. В 1949 году семья перебралась в Израиль, а он остался учиться в университете на инженера-электрика. Там его привлекли к сионистской деятельности, а через 6 лет выслали как неблагонадежного из страны.
В Израиле Коэн не сразу попал в разведку. Он прекрасно владел арабским и французским языками, а на иврите говорил плохо. Работал бухгалтером в универмаге, в 1959 году женился. И тут на него обратили внимание из Моссада. В ходе подготовки инструкторы отметили его исключительную способность вживаться в любой образ.
Задание Коэну предстояло непростое. Он должен был добывать военно-политическую информацию в соседней Сирии. Для разведчика-нелегала была подготовлена соответствующая легенда. С паспортом на имя богатого арабского дельца Кемаля Амина Тавата он отправляется в Аргентину – страну промежуточной легализации. Там Коэн быстро заводит круг полезных знакомств среди сирийцев. Одним из них был военный атташе Амин аль-Хафез, будущий президент Сирии.
Через год Коэн выехал в Ливан, где оформил подлинные документы. Получив дополнительные инструкции у своего руководства в Израиле, он в 1962 году прибыл в Дамаск и приступил к выполнению своего задания.
Молодой миллионер из Аргентины стал быстро известен в высших чиновничьих кругах и среди армейской элиты. Квартиру снял в самом центре сирийской столицы рядом с генеральным штабом. Он не скупился устраивать у себя дома приемы, щедро одаривал подарками общественных деятелей, давал им взаймы деньги, часто не требуя возврата долга.
В 1963 года в Сирии произошел военный переворот и к власти пришел старый приятель Коэна по Аргентине полковник аль-Хафез. Израильский разведчик, пользуясь доверием президента, стал вхож в высшие военно-политические круги страны. Он даже получил чин полковника госбезопасности Сирии.
Связь у Коэна с Моссадом осуществлялась с помощью передатчика. Указания от руководства он получал, слушая передачи из Израиля, которые вещали арабскую музыку и песни по заявкам радиослушателей.
За три года Коэн передал Моссад сотни шифртелеграмм, содержащих информацию стратегического характера. Разведчик имел возможность посещать Голанские высоты, граничащие с Израилем и посмотреть там сирийские укрепления. Он вскрыл планы сирийского руководства изменить русло реки Иордан для того чтобы лишить израильтян пресной воды.
Конечно, Коэну было не просто. Ведь все эти годы он был, по сути, в кругу врагов своей родины, в отрыве от семьи. Ему удалось посетить Израиль летом 1964 года, чтобы увидеть своего родившегося первенца. Это была его последняя поездка на родину. Через несколько месяцев новые пеленгаторы советского производства засекли выход в эфир неизвестной радиостанции, и разведчик был арестован.
В ходе допросов Коэна подвергли жестоким пыткам. Израиль искал возможность спасти его путем выкупа или обмена. Но сирийское руководство было непреклонно. Суд приговорил Коэна к смертной казни. В ночь на 19 мая 1965 года он был повешен на центральной площади Дамаска. В просьбе Израиля передать его тело родственникам, было отказано.