Санкт-Петербург можно назвать столицей электробусов. Если не по числу машин на линиях, то по количеству моделей точно. По крайней мере, к такому выводу пришёл автор блога ТГД, побывав на транспортном фестивале SPbTransportFest. На прошедшем в конце мая мероприятии было представлено сразу четыре модели электробусов.
Для начала немного о терминах. Сегодня электробусом называют два разных типа транспортных средств. Первый – это троллейбус, которому добавили аккумуляторную батарею повышенной ёмкости. За счёт неё транспортное средство может передвигаться значительное расстояние (несколько десятков километров) без контактной сети. Такую машину называют троллейбус с увеличенным автономным ходом или электробус с динамической зарядкой.
Второй тип электробуса чем-то напоминает электромобиль. Ему сеть необходима для подзарядки во время стоянки, обычно по ночам. В Северной столице представлены оба вида электробусов.
Уже несколько лет в городе работают две модели троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Один из них – троллейбус модели 32100D производства холдинга "Белкоммунмаш" (г. Минск).
Длина троллейбуса из Минска – 11,93 м, ширина – 2,55 м, пассажировместимость – 90 чел., мест для сидения – 22, запас автономного хода – 20 км (по данным сайта завода-производителя).
Ещё один троллейбус с увеличенным автономным ходом – от завода "Тролза" (г. Энгельс) – СТ-5265А. Таких машин в городе на Неве уже около двух сотен.
Длина "Тролзы" – 12,66 м, ширина – 2,55 м, пассажировместимость – 100 чел., мест для сидения – 19, запас автономного хода – до 15-30 км (в зависимости от модификации).
Два тяговых аккумулятора у изделия от "Тролзы" расположены в задней части салона. Доступ к ним осуществляется снаружи.
Троллейбусы с увеличенным автономным ходом хорошо подходят для связывания новых отдалённых районов, где ещё нет, а может теперь уже и не будет контактной сети. Несмотря на то, что стоит такая машина примерно вдвое дороже обычного троллейбуса, вариант закупки партии электробусов оказывается выгоднее, чем прокладка линии. По крайней мере, так утверждают сотрудники петербургского ГУП "Горэлектротранс".
Следующий представленный в Северной столице тип электробусов – машины на электротяге, которым требуется стационарная зарядка. По принципу действия они очень похожи на легковые электромобили, но есть ряд нюансов.
На SPbTransportFest были представлены две модели классических электрических автобусов. Одна из них – электробус Volgabus. В 2019 году на дороги Петербурга должны выйти десять таких машин. Их подзарядка будет производиться по ночам в автобусном парке.
Длина электробуса Volgabus составляет 11,99 м, ширина – 2,5 м, пассажировместимость – 90 чел., мест для сидения – 30, запас хода – более 260 км (по данным сайта производителя).
Ещё один большой электромобиль – низкопольный электробус "Пионер". Главной его особенностью является возможность подключения мобильной аккумуляторной системы, которая размещается в прицепе. К сожалению, на выставке прицеп был представлен только на плакате.
Длина электробуса "Пионер" составляет 11,7 м, ширина – 2,5 м, пассажировместимость – 85 чел., мест для сидения – 29. Запас хода – 50-200 км.
Как пояснил представитель производителя – петербургской компании ПКТС, мобильная система была разработана, когда появилась задача пустить электробус в Кронштадт (расстояние в одну сторону около 40 км). Благодаря такому прицепу запас хода возрастает до 200 км.
В самом электробусе (на крыше) расположен аккумулятор небольшой мощности. При использовании мобильной системы он выполняет функцию резервного источника энергии. Главный плюс такого решения – сохранение максимальной пассажировместимости, утверждают разработчики.
Многих пользователей волнует, как будет вести себя такой транспорт на аккумуляторах в зимнее время. Все без исключения создатели электробусов отвечают, что беспокоиться не о чем, поскольку для низких температур предусмотрена система подогрева батареи.
Разумеется, электробусы есть не только в Петербурге. Также есть и другие технологии зарядки. Например, в Москве работают электробусы "Камаз", которые заряжаются через пантографы на станциях быстрой зарядки.
Как видно, городской общественный электрический транспорт в России набирает обороты. Чего не скажешь о частных электромобилях. Но это уже тема для отдельного разговора.