Найти тему
Селфи

Треугольник Карпмана. Выход из треугольника.

«Г. Драматический треугольник
В период зрелости полностью обнаруживается драматическая природа сценария. Драма в жизни, как и в театре, основана на поворотах сюжета, и Стивен Карпман очень точно представил их в простой диаграмме, которую он назвал "драматическим треугольником" (см. рис. 12). Каждый герой на сцене или в жизни начинает с одной из трех главных ролей: Спасителя, Преследователя или Жертвы, в то время как исполнителем другой главной роли выступает другой человек, Антагонист. Когда происходит кризис, два актера движутся по треугольнику, меняясь ролями. Один из простейших поворотов сценария происходит во время развода. В браке, например, муж является Преследователем, а жена исполняет роль Жертвы. Но когда подается заявление о разводе, роли меняются: жена становится Преследователем, а муж Жертвой, в то время как ее и его адвокаты исполняют роли Спасителей.

«Каждый герой на сцене или в жизни начинает с одной из трех главных ролей: Спасителя, Преследователя или Жертвы, в то время как исполнителем другой главной роли выступает другой человек, Антагонист. Когда происходит кризис, два актера движутся по треугольнику, меняясь ролями. Один из простейших поворотов сценария происходит во время развода.
В сущности вся жизненная борьба представляет собой движение по этому треугольнику в соответствии с требованиями сценария.

Если сказки рассмотреть как драмы, в них обнаруживаются те же черты. Например, Красная Шапочка — Жертва преследующего ее волка, ее спасает охотник, и тогда она неожиданно сама становится Преследователем и набивает брюхо своей Жертвы-волка камнями.
Второстепенные персонажи в сценарных драмах — Посредник и Простак. Они всегда должны быть под рукой у главных персонажей. Посредник — это человек, который предоставляет все необходимое для поворота, обычно за плату, и он вполне сознает свою роль: это продавец алкоголя, поставщик наркотиков, тот, кто продает свое влияние или оружие. Пистолет, который часто называют «уравнивателем», превращает труса (Жертву) в дерзкого Преследователя или переключает его с защитного поведения на агрессивное. Простак находится под рукой, чтобы быть обманутым и либо предотвратить поворот сценарного сюжета, либо ускорить его. Классический пример Простаков представляют присяжные, а самый крайний — матери, которые платят, чтобы их сыновей держали в тюрьме. Иногда Простак пассивен и исполняет роль приманки для поворота, как бабушка Красной Шапочки. Следует отметить, что поворот, о котором мы здесь говорим, тот же самый, о котором шла речь в главе второй.»

Как из него выйти?

Однажды я наткнулся в интернете на видео, в котором сам Стивен Карпман объясняет как нужно из него выходить. Но объясняет он достаточно сухо и кратко.

Объяснение следующее:

Необходимо сменить все минусы на плюсы.

Агрессор должен стать сильным и уверенным лидером.

Спаситель - помогать другим людям.

Жертва стать открытыми с людьми.

Суть выхода - переключить негативную энергию на положительную.

Но на словах это одно, а в реальности не совсем понятно как это делать.

Я наткнулся на 6 правил Михаила Лабковского и более глубоко вникнув в тему подумал, что в какой-то степени применение этих правил и является выходом из драматического треугольника... Цитировать и разбирать здесь не буду, можно найти в интернете или в его книге, но суть как мне думается отражена верно.