Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Джессика Лэнг

У Джессики Лэнг, как и у многих других американских звезд, киностарт получился поздним: свою первую роль она сыграла в 27 лет. А до этого чем только не занималась - училась в университете, брала уроки пантомимы, была фотомоделью...


В 1976 году режиссер Джон Гиллермин («Пылающий ад», «Смерть на Ниле» и др.) пригласил ее сняться в «Кинг Конге» - очередной версии приключений гигантской обезьяны, найденной в джунглях. Картину эту было трудно назвать актерской. Основное внимание, понятное дело, уделялось суперобезьяне, грандиозный радиоуправляемый макет которой обошелся в сотни тысяч долларов. На долю актеров оставались чисто декоративные функции и элементарные эмоции (жуткий страх, радость избавления от угрозы быть раздавленным и т.д.). Джессика Лэнг играла красивую блондинку, на свою беду пленившую сердце Кинг Конга. По роли у нее было несколько отличных возможностей продемонстрировать свое стройное и гибкое тело, что для профессиональной манекенщицы, по-видимому, не составляло труда. Вот, пожалуй, и все.


Но и этого вполне хватило, чтобы режиссеры и продюсеры на следующий день после шумной премьеры этого суперхита засыпали Джессику предложениями аналогичного свойства. И быть может, из нее получилась бы неплохая специалистка по незатейливо-эротическим киноразвлечениям, окажись она лишенной честолюбия и подлинно актерских амбиций.


Но не на такую напали! Джессика Лэнг предпочла на целых три года расстаться с кино, чем согласиться на «кукольные» рольки в третьесортном фильмопотоке.


Это был крупный риск. Упорство и твердость духа вещь, конечно, хорошая, но в актерской карьере всегда есть опасность, что о талантливых, но строптивых «отказниках», долгое время не появляющихся на экранах, могут забыть и режиссеры, и зрители...
Тут Джессике вновь повезло необыкновенно. В качестве подарка к своему тридцатилетию она получила роль в знаменитом мюзикле Боба Фосса «Весь этот джаз». В драматической (что не исключало юмор и иронию) истории режиссера шоу-бизнеса (Рой Шнайдер) Джессика Лэнг сыграла роль ангелоподобной... смерти. Небольшая по объему, но эффектная работа в этом фильме, награжденном главным призом Каннского фестиваля, дала актрисе уверенность в своих силах.
Спустя два года вместе с Джеком Николсоном она играет в драме Боба Рейфелсона «Почтальон всегда звонит дважды». Роль провинциальной леди Макбет эпохи Великой Депрессии была сыграна актрисой в жестком реалистическом ключе. Переступив через нравственную черту, решившись на убийство постылого мужа, героиня Джессики Лэнг словно бросается в омут испепеляющей страсти...


Будучи одним из участников съемочной группы «Почтальона...», Грэм Клиффорд был поражен актерским мастерством Джессики, ее способностью полностью раствориться в образе персонажа. Не удивительно, что для своего режиссерского дебюта он выбрал именно эту актрису. Фильм назывался «Френсис», и Джессике Лэнг предстояло впервые в жизни сыграть не выдуманную героиню, а конкретного человека - киноактрису 1930-х - 1940-х годов Френсис Фармер. Судьба Фармер трагична: из-за своих левых взглядов и строптивого характера она была насильно отправлена в психиатрическую лечебницу, где подверглась варварской операции лоботомии, превращающей человека в пассивную сомнамбулу...


Джессика Лэнг прекрасно сыграла в этой картине. На глазах у зрителей проходило несколько десятилетий из жизни Фармер - от ранней юности до зрелых лет, от первой любви и первого успеха в кино до страшных дней в полутюремной больничной палате... Актрисе одинаково хорошо удались лирические и драматические сцены. Она вложила во Френсис всю свою нежность и боль, любовь и упорство, нонконформизм и неукротимое стремление к свободе...


В том же году Джессика Лэнг блеснула комедийной гранью своего таланта, снявшись в забавной «Тутси» Сидни Поллака. Бесспорно, на фоне двух бенефисных ролей (мужской и женской), сыгранных Дастином Хофманом, работа Джессики Лэнг осталась на втором плане, но и тут она сумела найти запоминающиеся черточки, детали для своей обаятельной героини.


Первая половина 1980-х - время творческого взлета Джессики Лэнг. Однако если говорить о других причинах ее шумного успеха, нельзя обойти вниманием и то, что на страницах прессы на протяжении нескольких лет появлялись подробности ее любовной связи со знаменитым танцовщиком и актером Михаилом Барышниковым. А быть постоянным персонажем «светской хроники», значит, стабильно повышать рейтинг популярности...


В 1985 году Джессика Лэнг сыграла еще одну важную роль в своей кинокарьере - в картине Карела Рейша «Сладкие мечты». Главная героиня фильма - эстрадная певица в стиле «кантри», погибшая в авиакатастрофе, была сыграна актрисой психологически тонко и убедительно, включая многочисленные вокальные эпизода: хотя в них и использовались фонограммы, благодаря музыкальности Джессики Лэнг ощущения фальши не возникло ни на секунду...


Год спустя она блеснула зрелым мастерством в психологической драме Брюса Бирсфорда «Сердечные страсти», сыграв одну из сестер, повстречавшихся после долгой разлуки. Выйдя замуж за сценариста, актера и режиссера Сэма Шепарда, Джессика Лэнг снялась в его фильме «Дальний Север»...


Еще одна из заментных работ актрисы - роль дочери бывшего фашистского карателя в драме Коста-Гавраса «Музыкальная шкатулка». Автор «Признания» (1969) и «Пропавшего без вести» (1981) в характерном для негопублицистическом ключе выносил на зрительский суд проблемы ответственности человека за совершенное зло. Узнав о кровавых преступлениях своего отца (Армии Мюллер-Шталъ), героиня Джессики Лэнг должна сделать свой выбор...


В 1990-х Джессика Лэнг тактично ассистировала Роберту Де Ниро в триллере Мартина Скорсезе «Мыс страха» и драме Ирвина Уинклера «Ночь и город»; сыграла подругу легендарного Роба Роя в историческом фильме Майкла К. Джонса, но главное её достижение – роль взбалмошенной жены американского офицера в фильме Тони Ричардсона «Голубые небеса». Играя характер, в чем-то похожий на её давнюю героиню из фильма «Френсис», Джессика Лэнг добавила новые краски, эротичную пластику, импульсивность...
За эту Роль актриса заслуженно получила «Оскар»...

© Александр Федоров (1995)

10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.

https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej

Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.

https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki

Медиакритика в России: творческие портреты

https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety

Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).

https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c

Западный экран: авторы и звезды

https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.

https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii

Права ребенка и проблема насилия на российском экране.

https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane