Все "продвинутые" начальники что-то читали и даже консультировались по вопросу создания рабочей мотивации и вовлеченности персонала в работу компании. Удивительно,что при этом мало в каком предприятии эта проблема решена.
А решить его можно. Даже в ситуациях,где сложность работы зашкаливает. Но для этого нужен здравый смысл и адекватность руководителя. В принципе,это все. :))) Давайте конкретнее:
- Найм и адаптация сотрудников. Человек решает,остаться ли ему в компании в первый день работы. Даже,если не осознает это. Поэтому, имейте хоть одного кадровика для работы с персоналом, который умеет общаться и располагать к себе. В первый день работы, уделите новичку время: сделайте экскурсию по помещению, познакомьте с сотрудниками, дайте необходимые контакты и покажите нужные кабинеты. Периодически заходите к нему и интересуйтесь все ли в порядке. Если у вас есть наставники (мало где,эта система работает не для галочки,а по делу) ,то они должны быть мотивированы. Пока я видела только,как "вусмерть" недовольный всем наставник быстро и качественно передает все претензии и негатив новичку, делая из него в рекордно короткие сроки , сотрудника готового к увольнению.
- Развитие и обучение персонала. Компании идут (по моему опыту) двумя путями: одни строят крайне бюрократическую систему обучения со сложной иерархией, кучей умных терминов и конвейером обучения по стандартной схеме. Вторые, помня,что если все плохо,надо нанять тренера, быстро это делают. И ждут,что в течении пары недель их сотрудники полностью поменяются, как Золушка перед балом,после чего тренера можно убрать и жить долго, и счастливо. При этом, ни те, ни другие не отличаются осознанием ценности и необходимости этого специалиста. Потому что, жизнь развивается и меняется, а управление и обучение тоже должны это делать. Сейчас стоит персонифицировать развитие сотрудников. Мировая практика движется в максимальном использовании потенциала сотрудника. Это дает 15% экономии вложений, отладка-оптимизация системы управления - еще 20%. А вы еще ищете,где деньги пропадают?
- Отношения в коллективе. Вектор управленец-сотрудник, ведущая тема в разговоре о мотивации. Метания от пофигизма до тирании, вы можете лицезреть в любой компании. А все ведь просто: все мы люди,но на работе мы все являемся сотрудниками. Поэтому, достаточно не путать свою личность и роль начальника . Пока "черным костюмом" вы замещаете свою слабость , выращивая на голове большую корону, делов не будет даже при очень больших зарплатах у ваших работников. Завтра работы не будет и вы станете таким же,как менеджер Петя-не забывайте об этом. Если вы требуете по реальным рабочим вопросам, сами работаете на износ и проявляете уважение к своим сотрудникам- вы будете любимым начальников даже при сложных условиях. Помните, ваши люди видят все. И то,что вы за весь рабочий день отработали 3 часа,а остальное время пили кофе, они тоже знают,поверьте. И будут работать также. Да, оплата труда один из важнейших пунктов нормальной работы. Но! Если человек продолжает у вас работать,значит есть факторы,которые его тут держат! Помните,что этот баланс хрупок и вам надо подпитывать его желание остаться,а не уйти. Потери денег на поиск,замену и обучение ушедшего сотрудника очень велики. Людям крайне важно,чтобы им говорили "спасибо"! Да,можете посмеяться,а потом вспомните себя. Что вы обычно говорите в пятницу за кружкой чая друзьям? "Меня не ценят, кому все это надо...Я стараюсь,а всем все равно..." Знакомо? А что это,как не желание признания и поощрения? Вот и ваши сотрудники точно такие же. Одно спасибо в конце смены наши ребята помнили два года,так их зацепило,так было приятно...
- Увольнение. Люди эмоциональны и на нервах,многие готовы и даже пишут заявления. И вот тут еще один момент о котором никто не думает,кроме сотрудников...которые как раз,это хорошо запоминают. Необходимо выяснить,что и почему. Так вы узнаете ооочень больные места в вашей компании, сможете иногда избежать потери сотрудника и заработаете славу умного руководителя. То,что компании плевать на человека, этот человек быстро ощущает и не видит почему он не может вести себя с компанией точно также. Все идеи: "Скажите спасибо за рабочее место; Вы обязаны,раз пришли на работу; Очередь за дверями.." и т.д. отлично работают со знаком минус. У вас есть начальники ,любящие эти фразы? Тогда, гарантирую,что ваша компания не относится к процветающим,без учета внешних вливаний.
Как понимаете тема огромна и я лишь сорвала ее верхушки. Но надеюсь вы задумаетесь о том,что и как у вас работает...А главное-как МОЖЕТ работать.