В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник открыла и доказала интересный эффект в психологии, который дает нам лайфхаки работы со своей памятью.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Открытие, как полагается, было сделано случайно. Блюма Вульфовна была в кафе с группой других студентов и преподавателем. Ее удивил официант, который принял заказ их большой компании на память, ничего не записывая. Когда он абсолютно верно принес им все блюда и напитки, они поинтересовались, может ли он по памяти воспроизвести то, что принес только что соседнему столику. Выяснилось - нет.
Зейгарник предположила, что это актуально для человеческой памяти в принципе: мы по-разному помним то, что уже завершили и что еще нет.
Чтобы доказать гипотезу, она провела ряд экспериментов. Испытуемым давали выполнять интеллектуальные задачи. Части из них позволили спокойно завершить задания, в то время как другой группе говорили, что время вышло, и их задания остались незаконченными. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить задания, которые они выполняли. И лучше их вспомнили те, кто задания не завершил.
Блюма Вульфовна сформуливала результаты своего исследования:
Начало выполнения какой-то задачи создает в памяти определенное напряжение. Если человек завершает задачу, напряжение проходит, и память "расслабляется".
Если же выполнение задачи прерывается, то напряжение в памяти сохраняется; это значит, что мы будем лучше помнить то, что не завершили.
Это и есть "эффект Зейгарник".
ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫВОДЫ
- Мы мучаемся от незавершенных дел, мы постоянно о них помним. Это напряжение в памяти забирает у нас энергию.
- Вот почему так приятно дела завершать, "подчищать хвосты". Напряжение сбрасывается, и это то, что мы зовем удовлетворением, эффектом завершенности.
- У вас мало шансов вспомнить материал, который вы учили к экзамену после того, как экзамен успешно сдан.
- Когда вы прочитали книгу с логичным понятным концом или посмотрели очередной голивудский фильм со стандартным хеппи эндом, через какое-то вы о них забудете. Для мозга это будет завершенная история, на которую тратить ресурс памяти - бессмысленно.
- Мы сильно мучаемся от незаверешенных споров и любовных историй. Когда они резко по какой-то причине обрываются. Мы не можем их отпустить, посколько информация о них постоянно крутится у нас в памяти.
КАК ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВО БЛАГО В УЧЕБЕ. Идеи для преподавателей и студентов
- В учебе не должно быть такого понятия, как "прошли". Когда мы устанавливаем для себя, что материал прошли и к нему нет надобности возвращаться, мы его успешно забываем. Это важно понимать и преподавателям, и студентам.
- Лично я никогда не даю большой и сложный материал одним блоком на одном уроке. Наоборот, я говорю студентам: это только первая часть темы, на следующем уроке мы продолжим ее изучение. Проверено: на следующем занятии они лучше помнят то, что мы уже обсудили, и их мозг настроен изучать тему дальше.
- Очень сложные для понимания грамматические явления, как например Present Perfect, мы изучаем и прицельно практикуем не за несколько уроков подряд, а за несколько "присестов" на протяжении пары!! лет. Так, кстати, выстроена программа и в хороших коммуникативных учебниках. Я же всегда еще и акцентирую внимание студентов на то, что мы пока изучили только часть случаев использования этого времени и что мы будем к нему не раз возвращаться.
- Избегайте говорить себе "Все, я выучил". Если что-то учите с вечера, дайте себе установку, что утром надо обязательно повторить. Материал запомнится лучше 100%.
- Если вы запихиваете тетрадку/ учебник в самый дальний угол, то туда же вы и запихиваете свои знания по этому предмету у себя в памяти. Перефразируя пословицу: с глаз долой - из памяти вон.
- Наконец, по-моему мнению, эффект Зейгарник доказывает концепцию life-long learning. Нельзя чему-то обучиться, поставить галочку о завершении и считать себя профи. Помимо того, что знания логично обновлять, так как прогресс не стоит на месте, надо понимать: учеба длиною в жизнь держит нас в тонусе и делает знания в памяти нашим активом, а не покрытым пылью балластом.