Одно из самых больших скальных убежищ Гражданской Обороны г. Владивосток, построенное в 40-х гг. на территории одного из мощных заводов.
К порталам убежища пристроены сквозники для защиты порталов от прямого попадания.
Так выглядит переход из сквозника в портал.
Мы начинаем осмотр с левого главного входа. На входе в спаренные тамбур-шлюзы установлено три пары гермодверей. Первыми установлены старые двухстворчатые бронедвери.
За ними следом установлены герметические.
Пройдя тамбуры взору открывается уходящий глубоко в темноту длинный высокий тоннель, одновременно являющийся залом для укрываемых. Его габариты запросто могли бы позволить проехать по нему большому грузовику.
От входа до тупика эта выработка имеет длину 95 метров. Под потолком подвешен вентиляционный короб.
Справа от короба воздуховода видны изоляторы от старой проводки.
Примерно в середине тоннеля к нему примыкает ещё один тоннель-зал уходящий вправо и большое помещение фильтро-вентиляционной слева.
В просторном помещении фильтро-вентиляции установлен аж 21 столбик фильтров. 14 трёхрядных и 7 двухрядных.
Такое количество фильтров рассчитано на несколько тысяч укрываемых.
В общем это очень мощная установка.
Теперь заглянем в тоннель примыкающий к основному, прежде чем двинемся дальше. Помимо ниш и расширений в его середине есть два помещения. Кладовая отделённая стеной, построенной уже при модернизации убежища с гермодверью 50-х гг. и помещение для продуктов в котором последние годы эксплуатации убежища располагался архив.
Сам архив с поваленными стеллажами.
Вернёмся в главный тоннель и двинемся дальше.
В конце его перпендикулярно вправо отходит ещё один тоннель чуть меньшей ширины.
На протяжении которого расположено ещё несколько расширений-залов, в самом большом из которых была смонтирована такая конструкция похожая на бак запаса воды с комнатой под ним.
Т.к. все тоннели одновременно являются помещениями для укрываемых, в них вдоль стен стоят старые двухъярусные нары.
Этот и предыдущий ответвляющиеся от главного тоннели соединяются с параллельным главному тоннелем второго выхода. Мы выходим в большое помещение, которое скорее всего предполагалось использовать под резервный цех в случае войны.
На этой фотографии вы кстати можете наблюдать как мы проводили измерения для составления подробной схемы в начале поста.
В этом зале напротив примыкающего тоннеля есть ниша с пулеуловителем в который судя по следам на стене явно стреляли боевыми патронами.
Кстати оба главных тоннеля в глубине имеют свои санузлы. Левый главный имеет 4 небольших женских туалета, а правый 3 больших мужских и душевую возле резервного цеха.
Вид от развилки в середине второго тоннеля. Влево уходит тоннель-зал в сторону главного, а прямо в сторону резервного цеха.
В 85 метрах от второго выхода расположено помещение вытяжной вентиляционной установки.
Она тоже довольно большая.
Выходим обратно в тоннель ведущий ко второму выходу.
Его длина составляет 160 метров от входа до цеха.
Сразу после помещения вентиляционной тоннель начинает поворачивать.
Этот участок немного подтоплен.
И вот мы выходим к входным тамбур-шлюзам, где после прохода двух пар гермодверей находилось помещение дизельной.
Если стоять спиной ко входу то оно будет слева.
От самого дизель-генератора остался лишь разграбленный полуразобранный корпус дизеля. Слева виден гермоставень в расширительную камеру воздухозабора через фильтр ФЯР. За самим дизелем чуть правее виден проём входа в расширительную камеру чистого воздухозабора.
Здесь на фото слева видна гермодверь, ведущая в помещение, в котором смонтирован бак аварийного запаса топлива.
Расширительная камера одного из режимов воздухозабора.
Ну и идём на выход через ещё один тамбур-шлюз с парными гермодверями. Внутренние установлены в 50-х гг. при модернизации объекта, а внешние старые двухстворчатые бронедвери. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.