На совещании Правительства РФ 14 мая 2019 г. «Об исполнении поручений Президента и Правительства России» Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в своем вступительном слове заявил:
«Объём авиаперевозок вырос. В прошлом году он достиг рекордных показателей. Российские аэропорты обслужили более 200 миллионов пассажиров. Такого никогда не было, ни за один период современной истории».
Озвучен очередной исторический рекорд новой РФ, есть повод посмотреть, как и с чем подошли к нему.
Во-первых, нет объяснения, а какое явление вскрывает и показывает этот рекордный параметр «Обслуживание пассажиров в аэропортах РФ». По данным Росавиации в 2019 г. во все российские аэропорты прилетело и улетело из них суммарно 206,6 млн пассажиров (в 2013 г. – 139,3 млн). При этом 138 млн из 206 млн авиапортовых пассажиров воспользовались исключительно внутрироссийским обслуживанием аэропортов РФ (не пересекали границу РФ).
Если, например, в доэрефные времена пассажир летел себе из ленинградского Пулково в калининградский Храброво, то в статистике учитывался как 1 ед. в общеизвестном показателе: «Перевозки пассажиров воздушным транспортом». Теперь же 1 пассажир летит из «Федора Михайловича Достоевского» в «Елизавету Петровну» и выясняется, что его обслуживают минимум два аэропорта (если без пересадки). При успешном приземлении сразу начинается новое аэропортовое обслуживание. Таким образом, число «Обслуженных пассажиров в аэропортах РФ» станет равно 2 ед. для одного авиапассажира (если без пересадок и смог долететь). Фактически новый параметр «обслуживания» - это старый показатель «перевозка», только умноженный минимум вдвое (случаи возвращения самолета в аэропорт и необслуживания все же редки, а пересадки через московские аэропорты увеличиваются). К сожалению, для увеличения рекорда «обслуживания», плохо, когда пассажир летит в зарубежье. В этом случае 1 ед. «обслуживания» авиапассажира равна 1 ед. его же «перевозки» (упрощенно – количеству проданных билетов).
Озвученный Д.А. Медведевым обновленный параметр «объемов перевозок» в официальной статистике публикуется Росавиацией с 2013 г.
И сложно его точно сравнить, например, с советскими временами. Но оценить – вполне. В 1990 г. было перевезено всего 91 млн пассажиров (из них за рубеж – 4,4 млн).
Предположим, что внутри страны не было пересадок вовсе, тогда параметр «Обслуженных пассажиров в аэропортах РСФСР» был равен:
(91-4,4)*2+4,4 = 178 млн (обслуженных авиапассажиров),
а в 2018 – 206 млн: рост обслуживания за 28 лет на 15%, т.е. по 0,5% за год обгоняли «совок».
А на сколько выросло «обслуживание» за 25 лет в РСФСР с 1965 по 1990 г.?
В 1965 г. было перевезено всего 25,7 млн пассажиров (из них за рубеж – неизвестно, примем как в 1985 г. – 3,4 млн). Тогда число «Обслуженных пассажиров в аэропортах РСФСР» в 1965 г. составляло:
(25,7-3,4)*2+3,4 = 48 млн (обслуженных авиапассажиров),
т.е. рост «обслуживания» за 25 лет в 3,7 раз – в среднем более чем по 10% ежегодно.
Чтобы наглядно посмотреть, как и с чем подошли к рекорду аэропортного обслуживания рассмотрим динамику общепринятых показателей воздушных перевозок пассажиров в РСФСР и РФ, обратимся к официальной статистике, собранной в актуализированных материалах Белой книги России 1950-2018 гг.
Учитывая размеры территории России (СССР), особое значение в развитии пассажирского транспорта придавалось авиации. В РСФСР быстро возрастало и число авиапассажиров, и средняя дальность поездок. Уже в 1970-е годы использование воздушного транспорта стало обыденной частью жизни граждан, особенно тех, кто проживал в отдаленных областях Сибири и Дальнего Востока – цены билетов были доступны средней семье. Объем перевозок пассажиров с 1960 по 1990 год вырос в 9 раз. По расчетам ЦСУ РСФСР, в 1990 г. более 15 млн человек в РСФСР желали, но не смогли воспользоваться услугами Аэрофлота, а по данным ЦСУ РСФСР этими услугами воспользовались 91 млн человек.
В годы реформы одной из первых транспортных систем, подвергнутых приватизации, стал Аэрофлот. Объем пассажирских перевозок обрушился поразительно быстро. Число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, сократилось к 2000 г. в 4 раза. Для большинства граждан РФ этот вид транспорта стал недоступен. Многим пришлось отказаться от ежегодных поездок в отпуск на юг и в центр России из-за резкого повышения цен на билеты. Многократно сократились «северные» пассажиропотоки. Так, численность авиапассажиров в Братске и Чите сократилась, соответственно, в 5 и 7 раз. В условиях реформы аэропорты местного значения сворачивали свою работу. Например, в аэропорту города Вологды за 6 лет реформ численность авиапассажиров упала в 13 раз, а в Йошкар-Оле – в 21 раз.
В 2000-е гг. наметились восстановление и устойчивый рост перевозок пассажиров воздушным транспортом примерно в том же темпе, что и в 1980-е гг., а в конце 2010-х перевозки пассажиров практически вышли на дореформенный тренд роста (Рис. 3- 1). В годы реформ оформился резкий рост перелетов пассажиров за пределы СНГ, за счет чего сильно выросла и средняя дальность полетов и пассажирооборот. Если в 1985-1990 гг. доля зарубежных перевозок пассажиров не превышала 5%, то уже в 1995 г. составила 22%, в 2000 г. – 36%, в 2005 г. – 44%. В 2010-2011 гг. объемы зарубежных и внутренних пассажирских авиаперевозок практически сравнялись, а в 2012-2014 гг. число «зарубежных» авиапассажиров превышало «внутрироссийских». В 2017-2018 гг. доля зарубежных перевозок пассажиров снизилась до 40%. Процент занятости пассажирских кресел в зарубежных полетах в 2010-2013 гг. составляла 82-83% (в 2017‑18 гг. до 85%) , а для местных полетов – 56-65% (в 2017‑18 гг. до 70%).
Пассажирооборот воздушного транспорта после трехкратного спада за 1991-2000 гг. был восстановлен к 2010-11 гг. на уровне 1990 г. (Рис. 3- 2). В конце 2010-х гг. пассажирооборот вышел на дореформенный тренд роста. При этом на зарубежных рейсах он вырос в реформы почти в 9 раз, а на внутренних – еще не достиг предреформенных значений. В 1985-1992 гг. вклад зарубежных рейсов в общероссийский пассажирооборот не превышал 12%, но в 1995 г. вырос до 32%, а в 2000 г. составил 48%, в 2005 г. – 53%, в 2010 г. – 59%, а в 2012-2013 гг. достигал 65%. В 2004-2018 гг. пассажирооборот зарубежных рейсов превышал внутрироссийский. В 2017-2018 гг. вклад зарубежных перевозок в общероссийский пассажирооборот составлял 56%.
Удельный вес пассажирооборота, выполненного воздушными судами иностранного производства, в общем пассажирообороте составлял в 2000 г. – 18%, в 2005 г. – 29%, в 2010 г. – 84%, в 2013 г. – 95%, в 2015 г. – 97%, в 2017 г. – 96%. В 2015 г. 83% парка гражданских воздушных судов находились в эксплуатации более 15 лет (в 2017 г. – 80%), из них 41% – более 30 лет (в 2010 г. – 11%, в 2017 г. – 51%).
За 1991-2018 гг. воздушный транспорт России не перевез более 1 млрд пассажиров (в среднем по 37 млн чел. ежегодно в течение 28 лет) по сравнению с дореформенным уровнем. Это эквивалентно 9 годам работы воздушного транспорта России на рекордном уровне ежегодных перевозок 2018 г. (116 млн пассажиров).
Еще десять рекордных лет «обслуживания» понадобиться Правительству Медведева Д.А, только чтобы заделать дыру оборванных в реформы авиасвязей пассажиров.
А так рекорды и антирекорды были, есть и будут. В новой РФ доминируют последние. По пассажирским авиаперевозкам – после 4-х кратного спада в 1990-е гг. и отката на уровни тридцатилетней давности середины 1960-х гг., уже с 2000 г. за 15 лет достигли снова уровня советских перевозок, а к 2018 г. даже превысили его на 28%! Так держать!
Не летайте самолетами за рубеж новой РФ, а то снизите ее рекордный параметр «Обслуживание пассажиров в аэропортах РФ»! Ждем иностранцев в гости!
См по теме также: Руководитель Аэрофлота РФ доложил Президенту РФ о контрреформе 1990-х: Летайте самолетами аэрофлота 100 лет!
Источник: http://riskprom.ru/publ/43-1-0-438