В двадцатых числах октября 1951 года в секретариат Совета министров СССР на имя первого заместителя председателя Совета министров Лаврентия Павловича Берии пришло анонимное письмо от группы «беспартийных сотрудников» архитектурной мастерской института «Моспроект».
«Дорогой Лаврентий Павлович, — начиналось письмо, — убедительно просим Вас в интересах дела строительства административного здания в Зарядье дать указания о наведении порядка в мастерской и дать понять нашим руководителям т. Чечулину и т. Тигранову, что интересы государственные выше их личных». Если верить авторам анонимки, основной причиной задержек в проектировании важного и ответственного государственного сооружения являлась халатность со стороны руководителей мастерской, архитектора Дмитрия Чечулина и автора конструкций здания инженера Иосифа Тигранова.
Реакцией на анонимку стала «четвертушка» от Берии на имя председателя Мосгорисполкома товарища Яснова 1 ноября 1951-го: «Примите неотложные меры к наведению порядка в архитектурно-проектной мастерской, занятой проектированием многоэтажного административного здания в Зарядье. О результатах доложите!»
Анонимка не повлекла никаких видимых последствий для авторов проекта. Главный архитектор Москвы Чечулин и конструктор Тигранов входили в советскую архитектурную элиту — в апреле 1949-го, еще на этапе проектирования, все авторы московских высотных зданий получили Сталинскую премию. Действительный член Академии архитектуры СССР, главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин и главный конструктор Иосиф Тигранов — за проект административного здания в Зарядье.
Высотные здания считались подарком всего СССР городу Москве и финансировались из общесоюзного бюджета. Со стороны Совета министров постройку МГУ и здания в Зарядье курировал лично Берия — сохранилась переписка с его резолюциями и распоряжениями. Однако до сих пор многое связанное с недостроенной высоткой в Зарядье проходит по части городских легенд и мифов.
Административное здание в Зарядье начали возводить в 1951 году, позже всех зданий, известных сейчас как сталинские высотки. Для рытья котлована потребовалось сначала снести древний московский район. Наряду с МГУ на Воробьевых горах высотка в Зарядье должна была стать самым крупным из восьми зданий, заложенных в Москве в дни празднования ее 800-летия в 1947 году.
Проект неоднократно изменялся в сторону увеличения и расширения — в марте 1948 года отдельным постановлением Совмина СССР этажность здания была увеличена до 32 — оно должно было вознестись над центром Москвы и самим Кремлем на 275 метров. А уже согласно постановлению Совмина №3859 от 7 сентября 1950 года, башня в Зарядье подросла с 32 до 37 этажей. Здание общим объемом 850 тыс. кубометров должно было вместить 2 тыс. рабочих комнат общей площадью 72 тыс. кв. метров. Планировалось разместить несколько кинозалов, столовые и буфеты, типографию и роскошный зал собраний, который сначала проектировался на тысячу мест, но в процессе его было решено расширить до трех тысяч. Огромный барельеф Ленина и Сталина должен был украсить президиум зала. Комитет по делам искусств при Совмине СССР курировал создание скульптур и барельефов для экстерьера и интерьеров. Также скульптуры Сталина должны были встать в главном вестибюле и демонстрационном зале.
Проектирование и постройка сталкивались с многочисленными проблемами: в обращении к товарищу Берии в декабре 1952-го начальник управления строительства Дворца Советов Комаровский оправдывался, что «особая сложность и специфичность указанного здания не дали возможности закончить в срок весьма трудоемкие работы по выявлению цен на многие новые материалы и изделия». В результате и в 1952 году сводная смета на постройку здания не была представлена в Совмин, хотя стройка фундамента к тому времени шла уже полным ходом. Сначала здание планировали закончить в 1953 году, потом сроки сдвинули на 1954-й.
Что именно предполагалось разместить в этой грандиозной мегаструктуре, которая по своему масштабу и расположению должна была стать центральной доминантой Москвы? Сегодня нет точного ответа на этот вопрос. Если в архивах и существуют документы, которые могли бы пролить на это свет, они засекречены и находятся на спецхранении.
Из-за того что постройку высотки в Зарядье курировал лично Берия, принято считать, что в ней должно было разместиться то ли гигантское МГБ — слитые воедино министерства Госбезопасности и Внутренних дел, то ли даже Главное управление лагерей (ГУЛАГ) — детище Берии в качестве администратора советской принудительной лагерной экономики. Однако это предположение кажется малореалистичным в силу типологии характера и философии советской системы, по крайней мере в этом уверена директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева.
«Надо отдать себе отчет: почему в 1947 году, всего через два года после окончания страшной войны, которая опустошила большую часть промышленно развитых регионов, нанесла сокрушительный удар по экономике страны, лежавшей в руинах, где люди жили в бараках, на чердаках и в подвалах, а хлеб продавался по карточкам, в столице этой страны вдруг неожиданно начинают строительство восьми зданий, требующих огромных материальных и людских ресурсов? Это может показаться нерациональным, если не принимать во внимание самый вероятный расчет Сталина — наглядно продемонстрировать всему миру, что СССР сохранил свой промышленный потенциал. Высотка в Зарядье была презентацией Москвы, витрины СССР. Высотка МГБ в Зарядье просто не соответствует логике времени. По духу той эпохи там вполне могло бы разместиться Министерство атомной промышленности. Потому что к концу сороковых уже стало понятно, что будущее не за карательными органами, а за атомной энергетикой», — считает директор музея архитектуры. Действительно, ведь тот же Берия помимо всего прочего являлся и куратором советского атомного проекта, «нашим Лаврентием Павловичем», как нежно говорили о нем тогда некоторые физики-ядерщики.
Однако и это предположение кажется не совсем реалистичным. Насыщенная символизмом, доминирующая над сердцем столицы России башня в стиле советского ар-деко должна была стать вместилищем чего-то большего, чем министерство атомной мощи СССР.
Полная версия материала на сайте Москвич Mag