Найти в Дзене

Фильм «Беспокойное хозяйство» глазами историка

Фильм «Беспокойное хозяйство» хотя и снят в жанре комедии, да ещё и в военное время (вышел на экраны в 1946 году), тем не менее даёт повод поговорить, точнее написать, на темы вполне себе серьёзные. К которым я и приступаю немедля. Самые незаметные войска Это единственный фильм про такой специфический род войск. Конечно, изображено там на уровне советской кинокомедии 30-х годов. На самом деле всё было намного серьёзнее, никто по полю ночью с фонарями не бегал, а занимались этим специально обученные маскировочные подразделения инженерных войск. Работу инженерных войска по маскировке можно разделить на несколько уровней. Во всех саперных подразделениях различных соединений имелись простейшие маскировочные средства (сети) для того, чтобы укрывать пункт управления и прочие объекты. Работа же специальных маскировочных рот заключалась в том числе и в создании ложных районов базирования войск. Для этого использовались макеты танков, артиллерийских орудий, самолётов. Так же создавались ложные
Оглавление

Фильм «Беспокойное хозяйство» хотя и снят в жанре комедии, да ещё и в военное время (вышел на экраны в 1946 году), тем не менее даёт повод поговорить, точнее написать, на темы вполне себе серьёзные.

К которым я и приступаю немедля.

Самые незаметные войска

Макеты самолётов на ложном аэродроме хозяйства старшины Семибаба
Макеты самолётов на ложном аэродроме хозяйства старшины Семибаба

Это единственный фильм про такой специфический род войск. Конечно, изображено там на уровне советской кинокомедии 30-х годов.

На самом деле всё было намного серьёзнее, никто по полю ночью с фонарями не бегал, а занимались этим специально обученные маскировочные подразделения инженерных войск.

Работу инженерных войска по маскировке можно разделить на несколько уровней. Во всех саперных подразделениях различных соединений имелись простейшие маскировочные средства (сети) для того, чтобы укрывать пункт управления и прочие объекты.

Работа же специальных маскировочных рот заключалась в том числе и в создании ложных районов базирования войск. Для этого использовались макеты танков, артиллерийских орудий, самолётов. Так же создавались ложные мосты, командные пункты, склады. Организовывалось необходимое движение людей. Организовывалась ложная радиоактивность, когда группы раций имитировали радиообмен между якобы существовавшими частями. Это был огромный комплекс мероприятий.

Несколько первых же попавшихся примеров. Во время битвы на Курской Дуге на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта немцы сбросили 140 тонн авиабомб. А ведь они бы могли упасть на головы наших дедов и прадедов.

Во время Сталинградской битвы на один только ложный мост у станицы Еланская, противник сбросил 200 бомб. Пусть даже раза в три преувеличили, как обычно. Важно, что настоящий мост укрыли так, что немецкие летчики его не нашли.

Но были и совсем грандиозные мероприятия, которые даже вообразить трудно.

Представьте себе как в осажденном Ленинграде на Неве стоят корабли. Река большая, и корабли не маленькие: крейсеры и эсминцы. Так вот маскированные подразделения смогли сделать так, что пролетавшие над кораблями немецкие летчики, видели под собой крыши домов, улицы, площади, всё что угодно кроме боевых кораблей. Мне трудно представить себе какой-же высокохудожественный уровень нужен, чтобы так разрисовать местность и создать подобные оптические иллюзии. Некоторые важные дома в городе маскировщики превратили в развалины, а на месте развалин вражеские летчики наоборот видели дома. Чудеса!

Маскировочные подразделения делали невидимыми наши войска, и сами остались в тени танкистов, летчиков, пехотинцев.

Может быть и про них когда-то снимут кино? Они того заслужили.

«Нормандия-Неман» и Яки

Французский лейтенант Лярошель в кабине настоящего Як-9. Сам же француз не настоящий, его играет Юрий Любимов .
Французский лейтенант Лярошель в кабине настоящего Як-9. Сам же француз не настоящий, его играет Юрий Любимов .

Учитывая год, в котором снимали фильм, нет ничего удивительного, что у создателей не было проблем с боевой техникой. В фильме использовались настоящие самолеты Ла-7 и Як-9. Причём, на самолётах Як-9 ведь действительно летали летчики французского истребительного авиационного полка «Нормандия».

Часть эта знаменитая, о её существовании слышали даже те, кто специально историей не интересуется. По соглашению между комитетом «Сражающейся Франции» и советским правительством, была сформирована в декабре 1942 года отдельная эскадрилья «Нормандия». Которая, с марта 1943 года сражалась вместе с советскими войсками. Первоначальный состав эскадрильи включал 72 француза (14 лётчиков и 38 человек обслуживающего персонала) и 17 советских техников. Уже в июле эскадрилью развернули в полк «Нормандия», три эскадрильи которого носили имена французских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур».

В ноябре 1944 года полк получил почетное наименование «Неманский» и с тех пор именовался «Нормандия-Неман».

Полк существует и сейчас, причем их даже два. Один полк в вооруженных силах Франции, и это тот самый полк, который ведет свои традиции от французских пилотов, воевавших на Восточном фронте. Второй полк находится в России. Это 18-й гвардейский истребительный авиационный полк «Нормандия—Неман», на базе которого в 1942 году и была сформирована эскадрилья «Нормандия».

Французские летчики воевали только на самолетах Яковлева. Сначала это были Як-1, потом Як-9 и Як-3. Кстати, в фильме именно Як-9 показаны. Самолеты были летчикам подарены, и они вернулись на них во Францию после войны. В советское время об этот особенно охотно писали, заодно подчеркивая, какие же хорошие самолёты дали французским летчикам. Однако сейчас нам уже известно, что руководство части «Нормандия» постоянно поднимало перед советским командованием вопрос о том, чтобы дать французским пилотам более современные машины. Яки слишком уж уступали немецким истребителям по всем характеристикам, что, по мнению французов, приводило к слишком большим потерям. Надо заметить, что из 96 французских летчиков, которые воевали в «Нормандии» за весь период существования, погибло 42, что по их меркам очень много.

Французы считали фанерный истребитель, обшитый тканью, слишком архаичным для того времени. Можно с ними поспорить, конечно, но право на свое мнение они имели, так как платили за него жизнями.

Однако, как французы не просили, ни американских «Аэрокобр», ни отечественных Ла-5 им так и не дали.

Если вам было интересно, то стоит стать подписчиками моего канала. А также рекомендую прочитать мои статьи.

«Фильм «Коридор бессмертия» глазами историка». Сам фильм может и не столь интересен, как и прочие новые, но поднятые темы в статье думаю представляют интерес.

А также: «Киноэпопея «Освобождение» глазами историка: фильм «Прорыв»