Найти тему
Sciencepop

Была ли Куликовская битва? Часть вторая. Видны противоречия

Поговорим о внутренней мотивации Мамая. Зачем ему все это было нужно? «Через несколько дней перешел он великую реку Волгу», - говорится в «Сказании»,  и это оказывает магическое влияние на историков.  Начиная с XIX века и по сей день считается, что Мамай  в 1380 году вышел в поход на Русь из своей ставки в Сарае на Волге во главе большой орды. Но весной 1380 года он был локализован Тохтамышем в Крыму и большой орды у него не было. Первые монеты с изображением Тохтамыша, как законного хана, начинают чеканиться в Азове уже в конце 1379 года.Нам говорят, что Дмитрий Донской перестал платить Мамаю  дань, и этим спровоцировало его поход. Но дань Мамаю перестали платить все степные ханы от Крыма до Волги, поэтому желание разобраться именно с Дмитрием, который находился за рязанскими лесами на расстоянии 1500 км,  выглядит странным. Добраться до него он мог только пройдя по муравскому шляху, оставив за спиной Тохтамыша. Представляю, как ухмылялся последний наблюдая с холма за армией его соперника удаляющуюся в сторону русских лесов, оставляя ему Крым.

Может Мамай поверил в легенду о галлюциногенных грибах, растущих за Воронежем? Наевшись которых можно было победить Тохтамыша. Как сказал кто-то из великих: «Я бы поверил в это, но мой разум отказывается в это верить».«Сказание о Мамаевом побоище» в сегодняшнем виде сложилось не ранее второй половины XVI века. И на мой взгляд описанием Куликовской битвы (или Куликовского стояния) оно не является. Скорее всего, «Сказание» является, во-первых, политическим манифестом элиты того времени, во-вторых, религиозным текстом, отражающим нравственные ожидания людей той эпохи.Начнем с политики.

Официальным окончанием «татаро-монгольского ига» у нас принято считать 1480 год. Когда Московский князь Иван III и его соперник хан Золотой Орды Ахмат, долго простояв на реке Угра (недалеко от Калуги), разошлись без боя. Хан Ахмат, вернувшись в ставку, повторил судьбу Мамая, он был убит. А князь Иван начал борьбу за лидерство в Золотой Орде. Борьбу закончил его внук Иван IV Грозный, провозгласивший себя царем и фактически объединивший Орду под своей властью. Со всем этим спорили только Крымские ханы, борьба с которыми продлится до 1783 года.  Московская элита чувствовала, что для главенства в Орде ей не хватает легитимности. Не было «победы над драконом». Один из Московских князей обязательно должен был стать победителем дракона. Иван III на это не годился, стояние на Угре было недавно и люди помнили, что битвы не было. Поэтому победителем дракона был назначен другой Московский князь, живший за сто лет до стояния на Угре. А в «драконы» взяли жившего в то же время темника Мамая, к тому же Крымского хана.Но почему для «Мамаева побоища» был выбран год, когда оно точно не могло произойти?

За два года до этого Дмитрий Донской одерживает над татарами победу на реке Вожа. Победа, которая даже у такого скептически настроенного человека как я, не вызывает сомнений. Там все похоже на правду. Несколько сот участников с обеих сторон. Татары, веря в свою непобедимость, решили перейти реку на виду у княжеской дружины. Русские вовремя атаковали и сбросили их в воду. Преследовать не стали, но победа полная. Если бы летописец написал, что татарскую армию возглавлял Мамай, что в 1378 году было теоретически возможно, я бы и статью писать не стал. Но летописец настаивает, что «дьяволом распаляемый» Мамай – «язычник, идолопоклонник, иконоборец и злой преследователь христиан» - возглавляет армию в 1380 году. С целью «Князей православных перебить, святые церкви осквернить, монастыри и села пожечь».

Такая цель, как я писал в предыдущей статье, для средневековых войн, необычна.«Сильные ветра с моря от устья Днепра и Дона принесли тучи огромные на Русскую землю; проступают из низ кровавые зори... Быть стуку великому у речки Непрявды. Набежали серые волки с устья Дона и Днепра, воют стаями, хотят кинуться на Русь... Вороны неумолчно грают, орлы клекочут, волки грозно воют и лисицы брешут- кости чуют". "Идет ордынский князь Мамай со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще бесерман, армен, фрягов (генуэзцы- католики, тоже включены в безбожную орду), черкасов, ясов и буртасов". "... Идут на Дмитрия все царства творящие беззакония". "Мамай будто лев ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша" (цитаты взяты из "Сказания" и "Задонщины").

Лично мне, предыдущий абзац очень напоминает повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий».