В 1895 году Герберт Уэллс издал роман «Машина времени» и с тех пор идея о путешествиях во времени приобрела сверхпопулярность.
Многочисленные попытки человечества постичь сущность вселенной привели к пониманию основополагающей роли пространственно-временного континуума на все окружающее. Однако вопрос о том, как в действительности пространство и время соотносятся друг с другом продолжает будоражить умы как ученых, так и обывателей. Парадоксальные идеи о возможности обращать время вспять или путешествовать по временной оси, изменять прошлое или заглядывать в будущее — основа множества художественных произведений.
Само классическое произведение Герберта Уэллса, в котором речь идет об ученом, который создал машину времени и отправился на ней в путешествие, экранизировалось не особо охотно. Известны лишь три фильма 1960, 1978 и 2002 годов.
Однако литература и кинематограф создали множество других версий машины времени. Причем в качестве устройства, позволяющего манипулировать временем, далеко не всегда выступают крупные изобретения ученых. Условной «машиной времени» служат какие-то небольшие предметы,определенное место, необыкновенные способности человека или неизведанные высшие силы, целью которых является исправление ошибок.
Наиболее известными классическими машинами времени, для использования которых необходимо, чтобы они представляли собой сложное техническое устройство, внутрь которого садится путешественник во времени, являются машина DeLorean (из трилогии «Назад в будущее») и телефонная будка TARDIS (из культового сериала «Доктор Кто»).
Машиной времени служат и совсем маленькие вещицы, которые персонажи держат в руке, не являющиеся сложными техническими устройствами, а напротив обладающие какой-то магической силой. Как например, «маховик времени» из «Гарри Поттер и узник Азкабана» или дневник из фильма «Эффект Бабочки» (2004 г.).
В качестве лазейки для манипулирования временем и пространством часто выступает какое-то определенное место в пространстве. Тогда «машинами времени» становятся, например, многомерный куб из «Интерстеллар» или почтовый ящик в фильме «Дом у озера».
Помимо всего прочего, способность путешествовать во времени бывает врожденным свойством человека. Яркими примерами таких историй являются фильмы «Бойфренд из будущего» и «Жена путешественника во времени».
Еще одним распространенным вариантом условной «машины времени» является необъяснимое действие каких-то высших сил. Например, в фильмах «Предчувствие» и «День сурка» жизнь главных героев без всяких причин начинает подчиняться аномальному течению времени.
Вне зависимости от того, какой аппарат, предмет или сила способствовали путешествию во времени, основополагающей их идеей является возможность манипулировать событиями. Машина времени Герберта Уэллса была создана для того, чтобы вернуться в прошлое и спасти жизнь возлюбленной ученого в будущем. Каких бы версий история о путешественнике во времени не приобретала, это всегда история о потребности изменить предрешенный ход событий. Путешествие во времени происходит для того, чтобы что-то исправить в истории человечества («Мстители: Финал», «Терминатор»), в собственной жизни («Бойфренд из будущего», «Помешанный на времени»), или же для того, чтобы что-то необходимое произошло в настоящем («День сурка», «Матрица времени»). Причем настоящее, в котором существуют персонажи, бывает прошлым для тех, кто прибывает из будущего. Наиболее известным героем из будущего, изменяющем «наше» настоящее, является Терминатор.
Практически все истории о путешествиях во времени сводятся к феномену «временной петли» — когда герой повторно проживает события прошлого, сохраняя знания о своем первоначальном опыте проживания данной ситуации, тогда как все окружающие проживают ее впервые.
Разделяют две основные версии временной петли. Когда герой попадает в свое собственное тело, сохраняя знания об уже имевшем место быть будущем. И когда герой возвращается в прошлое и существует параллельно со своим прошлым «Я».
Экзотическим вариантом путешествий в машине времени являлась история, рассказанная в сериале «Квантовый скачок» — главный персонаж попадал в тела разных людей из прошлого.
Вне зависимости от того, как в произведении объясняется возможность или невозможность изменять прошлое и будущее с помощью путешествий во времени, все они сталкиваются с огромной логической проблемой. Как только кто-то из будущего делает что-то с тем, что происходит в прошлом, изначальный вариант прошлого становится невозможным. Нарушаются все причинно-следственные связи и возникают различного рода парадоксы. Как, например, в фильме «Патруль времени» (2014 г.) история главного персонажа — это история человека, который является своим собственным отцом и матерью одновременно.
Несмотря на присущую им нелогичность и парадоксальность, истории о путешественниках во времени имеют множество поклонников. Именно возможность поразмышлять о границах возможного привлекает к себе зрителей. Кроме того, истории о машинах времени не являются творчеством в чистом виде — за ними стоят серьезные научные измышления, теории и концепции передовых ученых в области физики, математики и астрономии. Современная наука всерьез занимается вопросом познания соотношения пространственных и временных измерений. А мы получаем все больше и больше возможностей восхититься хитросплетениями, на которые способно нелинейное время…