В предыдущих статьях мы уже изучали обвинения в копировании советских автомобилей времен Сталина и Хрущева с иномарок. Выяснилось, что лишь половина этих обвинений имеют под собой основания.
В этой статье мы продолжим изучение вопроса и рассмотрим автомобили позденего СССР - привычные нам "Жигули", "Москвичи" и др.
Как и ранее, мы будем использовать картинки из популярных статей с заголовками наподобие "Автопром СССР - одна большая копия западных авто" с целью выяснить, оправданы ли обвинения в плагиате.
Москвич-408 - копия Opel Kadett A?
Это ложь. Между этими автомобилями мало общего. Вообще, обвинения в копировании "Москвичей" с "Опелей" (кроме самого первого Москвича-400) не имеют под собой каких бы то ни было значимых оснований.
Автору картинки: на фото не Москвич-408, а более поздний Москвич-412, причем ижевского производства (то есть Иж-412).
Москвич-412 - копия Opel Kadett?
Это снова ложь. Эти машины не похожи ни технически, ни даже внешне.
Автору картинки: годы производства "1967-1976" относятся к московскому "Москвичу". На фото же ижевский Москвич-412 (Иж-412), его годы производства - 1969-1982.
ВАЗ-2101 - копия Fiat 124?
Это правда. История о покупке лицензии у итальянской компании Fiat на "копейку" широко известна. Тем не менее, советскими инженерами были внедрены некоторые конструктивные усовершенствования (кстати, позже ими совершенно бесплатно воспользовались Fiat и Seat, внедрих их на своих автомобилях).
ВАЗ-2103 - копия Fiat 125?
Это полуправда. ВАЗ-2103 являлся копией, но он копировал не 125-ю модель, а Fiat 124 Special.
Дело в том, что Fiat 125, несмотря на внешнее сходство, сильно отличался от 124-й модели (вплоть до другой колесной базы). Поэтому за основу при разработке"тройки" решено было взять более простой 124S (Special).
ГАЗ-24 - копия Ford или Plymouth?
Это ложь. ГАЗ-24 имел "усредненный" американский дизайн 1960-х годов, поэтому он так или иначе похож на многие автомобили тех лет. Вот и автор картинки не смог разобраться, это копия Форда или Плимута, а может, еще чего-то...
ЗИЛ-114 - копия Lincoln Continental?
Это ложь. Речь идет об общих тенденциях в дизайне американских автомобилей высшего класса. Внешние сходства есть, но о копировании речь не идет. Тем более, технически это совершенно разные машины.
ЗИЛ-115 - копия Cadillac Fleetwood 75?
Это снова ложь. Это совершенно разные машины: они даже не похожи!
Москвич-2141 - копия Simca-Chrysler 1308?
Это правда. У "Москвича" было множество собственных наработок, но "сверху" пришел приказ сделать копию. При "копировании" московские иженеры все-таки внесли некоторые изменения в экстерьер автомобиля. С тех пор идут непрерывные споры, кто же, все-таки, красивее: 2141 или же его французский прототип.
Выводы
По итогам сегодняшнего "разбора" вновь статистика на стороне советских инженеров (всего два с половиной обоснованных обвинения в копировании из восьми).
Подведем итоги по всем обвинениям советских автомобилей в плагиате, рассмотренным в этой и предыдущих двух статьях (всего 19 обвинений):
- правда: 7
- полуправда: 3
- ложь: 9
Полученные цифры говорят о том, что в ряде случаев заимствования действительно имели место, однако заявление о том, что "все советские автомобили являлись копиями иномарок" совершенно не имеет общего с истиной. Тем более, авторы этих картинок даже не упомянули такие машины, как "Нива" или "Победа", которые уж точно обвинить не в чем.
Поэтому, прежде чем верить кричащим заголовкам и "шокирующим интернет-фактам", стоит, все-таки, проверять информацию, дабы не быть одураченным.
А какие еще обвинения в копировании знаете вы?