Откуда взялось представление о «том свете», населённом богами и душами умерших? Из человеческих снов. Люди старины не разделяли общую для всех явь и индивидуальный для каждого сон. Человек не только седой древности, но и средневековья лично еженощно попадал во сне «на тот свет», и то, что он встречал там дýхов, было для него таким же фактом бытия, как облака и звёзды, которые он видел на небе, и тоже не мог потрогать руками.
Не продавали тогда в киосках журналов со статьями Зигмунда Фрейда или Карла Юнга. Некому было рассказать нашему наивному предку, что сновидения – всего лишь отражение в его психике всяких первобытных страхов и сексуальных фантазий. И предок логично делал вывод: помимо явного мира есть ещё и неявный, мир не тел, но дýхов.
Иногда сны записывали. Кельтские саги, рассказы о приключениях Сиддартхи Будды, библейские сказания и многое, многое другое, наполняющее мифологию и историю – это описание сновидений. В старину к ним относились со всем доверием. Если уж приснилось Моисею, что он метал лягушек и превращал палки в змей, соревнуясь с египетским магом, то, значит, так и было. Когда он сообщил, что говорил с Богом, и тот дал ему скрижаль завета, исписанную божьим пальцем – значит, дал. Все верили.
Правда, в яви Моисею пришлось (в Библии так прямо и написано) самому тесать камень с надиктованным Богом (во сне) списком, но это уже детали.
Стоит ли удивляться, что толкователи снов искали в реальном мире географические и хронологические координаты этих путешествий? Искали, и «находили».
Вот пример.
Некий почитаемый в китайской мифологии дух, Фую Вэнь-юаньшуай, один из ближайших помощников Тайшань-цзюня – управителя судеб, однажды захотел родиться в яви. А в городе Байшицяо в провинции Чжэцзянь, у небогатого учёного (учёного!) и его жены не было детей, и они пошли в храм Хоу-ту («владычицы земли») молить о потомстве. В ту же ночь жене явился во сне дух в золотых доспехах, с топором в одной руке и жемчужиной в другой. Он озадачил даму интересным предложением.
– Я, – сказал он, – один из шести духов первого циклического знака и полководец «нефритового государя» Юй-ди, желаю родиться на земле, но не знаю, захочешь ли ты стать моей матерью.
Женщина согласилась. Дух поместил жемчужину в её чрево, и она проснулась. Через 12 лун у неё родился ребёнок.
Этот сон теперь – факт китайской истории, ибо установлено, что родился духовдохновлённый ребёночек на 5-й день 5-й луны первого года эры Ханьань императора Шуньди, то есть в 142 году н.э.
На европейскую историю весьма повлиял подобный же сон, приснившийся некоему Иосифу:
«…оказалось, что Она имеет во чреве... Иосиф же, муж её, будучи праведен и не желая Её обесславить, решил тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – вот ангел Господень явился ему в сновидении и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо рождённое в ней – от Духа Святого» (Мтф., 18-20).
Ажиотаж и бесконечные споры, вызванные внедрением этой идеи (о рождении сына Бога на Земле) показывают, каковы были представления людей о «том свете».
Все были уверены в существовании «того света» (ибо каждый сам лично еженощно туда попадал), но также все знали, что дýхи не в состоянии влиять на физический мир и, конечно, не могли верить, будто ребёнок может быть зачат от потустороннего существа, хоть бы и от бога. Общим было представление, что живой человек может влиять на дýхов, лишь обращаясь к ним словесно в молитве (молве), или сжигая жертвенное, чтобы «там» получили «душу» жертвы. Вот откуда человеческие жертвоприношения: чтобы освободившийся дух сообщил богам новости о засухе, или наводнении, и попросил повлиять на природные явления. Вот почему одновременно с умершим вождём хоронили его специально убитых жён и слуг: чтобы его душе на том свете не было бы одиноко.
(Иногда в могилу клали разобранные телеги-кибитки, чтобы их «души» могли бы служить «там» душе знатного покойника. Тащить их мог бы только крупный рогатый скот, – и вот, в погребениях людей и телег находят кости быков или волов.)
Таковы были представления о «том свете», куда попадали навсегда душит умерших, и на время – души спящих. И сообщение, что якобы от обитателя «того света» у женщины нашей физической реальности родился ребёнок, вызвал резкое неприятие.
Основателям новой религии, христианства, потребовалось специально утвердить постулат о чуде! – иначе так бы никто и не поверил.
Но даже когда поверили, споры продолжились. Возникло огромное количество христианских сект (известно более шестисот, а сколько было на самом деле, никто и не знает). Одни считали Христа человеком, в котором бог лишь нравственно обитал. Другие, наоборот, называли его богом на Земле, равным тому, что на небе. А были и такие, что полагали Христа самим богом, самому себе отцом и сыном.
Религиозные войны за утверждение «правильного» толкования, унесли жизни неисчислимого количества людей. Остготы Италии были перебиты в большинстве; вестготы Испании – во множестве; народ вандалов, населявший север Африки, сторонники «правильно толкования» снов уничтожили целиком. Война против альбигойцев, Крестовые войны, насильственное крещение десятков народов, сжигание на кострах «колдуний», еретиков и просто иноверцев – миллионы погибших.
Но вот странность: если человеческие жертвоприношения дохристианской поры вызывают ныне всеобщий ужас и осуждение, то эти кровавые войны или малоизвестны, или вообще не вызывают неприятия. Как же! Уничтожение еретиков ради утверждения верности того или иного толкования сути Христа – сообщение о рождении которого, ещё раз напомню, взялось из описания сна Иосифа, дело богоугодное…
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
На ту же тему смотри здесь и здесь.