До того, как собраться на Мальту, я даже и не знал, что это государство состоит из нескольких островов (как, наверно, и многие, я предполагал, что это всего один маленький островок, затерянный где-то в Средиземном море неподалеку от Италии и Туниса). Самый большой и самый известный остров так и называется - Мальта. В пяти километрах к северо-западу от него расположен второй по размеру малтийский остров Гозо. И между этими двумя местными "гигантами" "зажат" карликовый кусочек земли под названием Комино. Плюс в состав государства входят еще несколько необитаемых островов и скал.
Остров Мальта значительно превосходит остров Гозо по размеру территории (246 кв. км против 67 кв. км) и количеству населения (410 тысяч против 32 тысяч). А на острове Комино постоянно проживающими числятся всего 3 человека.
В стране один аэропорт, и расположен он на главном острове Мальта. Всего на мальтийском архипелаге я собирался провести три ночи. На две последние ночи нашел вписку на Гозо, а в первый день я уже поздно прилетал (в 22:45), так что не стал морочиться с проживанием и на ночь "завис" в аэропорту (он не закрывается на ночь). Все равно транспорт по Мальте ходит только до 23, и пока бы я добрался, уже была бы середина ночи. Такому полуночному гостю мало кто обрадуется.
Мальта - очень густонаселенный остров с множеством небольших деревушек-городков с исключительно малыми промежутками между ними. Только одно селение заканчивается, сразу за ним другое начинается. Один полный день я хотел провести на Мальте, уже вечером отправиться на Гозо на вписку. И со следующего утра собирался изучать уже этот остров.
Одно из самых живописных мест на острове Мальта - уникальное геологическое образование, известное, как Голубой грот. От аэропорта до него недалеко как раз. Первым делом туда направился. Между прочим, этот грот был задействован для натурных сьемок фильма "Троя" с Брэдом Питтом. А дальше от Голубого грота я вдоль побережья прогулялся к утесам Дингли, по пути пропустив древние каменные глыбы Хаджар-Ким и Мнайдра. Какие-то непонятные археологические глыбы мне не так интересны, тем более, что на них можно было бесплатно сверху посмотреть с утесов Дингли (издалека, правда). Вот скалистые утесы - другое дело, это мое ;)
Здесь же (вблизи утесов Дингли) находится самая высокая естественного происхождения точка всего мальтийского архипелага - вершина Та-Дмийрек, превосходящая уровень моря на 253 метра. Рядом с ней военная радиолокационная станция.
В завершение этого пешего маршрута от утесов Дингли прогулялся вглубь острова до древнего, укрепленного внешними стенами, города Мдина. Со смотровых площадок в Мдине открываются отличные виды на северную часть острова Мальта.
По сути единое поселение с Мдиной образует городок Рабат, хотя "на бумаге" это разные населенные пункты. По Рабату тоже очень интересно погулять.
Ко времени, когда я по Мдине прогулку заканчивал, уже темнеть стало, а мне ещё предстояла долгая дорога. Так что я не стал надолго отправление откладывать, уехал к морскому причалу с паромами на Гозо.
Наземный ощественный транспорт в Мальте представлен сетью автобусных маршрутов. Одна поездка (до 120 минут с возможностью пересадок) обойдется: 1,5 евро - в "низкий сезон" (с середины октября по середину июня) и 2,5 евро - в "горячий сезон" (все остальное время). На Мальте и Гозо единая транспортная система: автобусный билет, купленный на одном из островов, до истечения срока его действия, будет действовать и на Мальте, и на Гозо. Автобусы жутко неудобные выбраны для обслуживания линий: небольшие сами по себе, преимущественно с единственной открывающейся для пассажиров дверью, с очень малым пространством для стоячих пассажиров. И это при их обычно жуткой переполненности. Вход через единственную переднюю дверь, оплата проезда водителю, выход также через переднюю дверь ... Толкучка из-за этого постоянно в автобусе и на остановках. Ещё и автобусы редко ходят: раз в полчаса-час. Это зимой автобусы "забиты" народом, представляю, что здесь творится летом ...
Мальта долгое время была британской колонией, поэтому в стране левостороннее движение автотранспорта и розетки с тройными вилками. Из-за этих дурацких розеток я чуть не провел на улице вторую ночь в Мальте. Переходник из дома (покупал как-то на Кипре) я забыл с собой взять, так что получше зарядил телефон и аккумуляторный блок (powerbank) [всегда беру его с собой в путешествия] в Праге и в аэропорту Шарлеруа и надеялся, что этого хватит. Пока гулял по острову Мальта, старался поменьше использовать телефон. Уже вечером перебрался на пароме на Гозо. С паромной пристани километров 5 пешим ходом до места моего ночлега. И пока топал до "вписки", у меня телефон "уснул" беспробудно. Я хоть и старался, когда еще телефон был "жив", запомнить карту, и куда мне нужно идти, все равно без навигации тяжело было "выплыть". Свернул куда-то не туда, ливень начался, земля в грязь мгновенно превратилась, промок, вымазался, как черт ;). Между деревушками пустынно, в деревушках тоже безлюдно, спросить некого. Я уже обратно на паромную пристань направлялся, чтобы там попытаться как-то телефон зарядить, когда встретил по дороге человека, наконец. Очень повезло, что повстречавшаяся девушка помогла мне телефон зарядить (мы у её дома встретились). С "умным электронным помощником" под рукой я уже без проблем до нужного места добрался. В общей сложности, думаю, "пешкомер" за этот день у меня намерил бы километров 40-50 .