Я люблю Игру Престолов. Несмотря на последние неудачные сезоны. Несмотря на местами наивный сюжет. И иногда очевидную нереальность происходящего с точки зрения здравого смысла, а порой – и законов физики.
Люблю, потому что это хорошая сказка. А хорошая сказка умеет завлечь, удивить, рассмешить, заставить задуматься и погрустить. И в любой удачной сказке много отсылок к архетипическим символам. Ключам нашего сознания, базовым культуральным прошивкам.
Сериал близок к завершению. Каждый герой прошел длинный путь. И на днях мы увидели, как Дейнерис исполнила свою судьбу. Дочь Безумного Короля мечтала стать прекрасным и справедливым правителем, но не выдержала давления. Всем Дракарис!
Давайте разберемся, почему так случилось и что к этому привело с точки зрения психологии.
Дочь Драконов. Первичная травма
Мы встречаем Дени совсем юной девушкой. Она родилась в благородной семье, до последнего восстания правящей на большой территории. Она и ее брат – изгнанники. По сути, кроме громких титулов у них ничего нет. Вся взрослая родня мертва. Они в смертельной опасности как неугодные претенденты на трон. Страшно? Очень.
Пока ребята только разменная монета в чужих политических играх. Им нужны союзники. Брат буквально продает Дени замуж за варвара. Готовили ли ее, дочь горделивых до спеси королей, к такому повороту судьбы? Нет.
Физическое и сексуальное насилие, жизнь в чужой среде с самым неприхотливым бытом без друзей и поддержки. Да, девочке повезло: она смогла сама или под чарами Стокгольмского синдрома проникнуться чувствами к большому, опорному и в общем, простому мужику, который стал ее мужем.
В ранней юности, когда у нас много физических ресурсов и недостаточно жизненного опыта, мы можем легче переносить лишения и приспосабливаться к ним. Сдабривая это надеждами и мечтами, что все наладится. Я обязательно найду выход. Я хороший, и у меня все будет хорошо.
Мать Драконов. Посттравматический синдром
Но реальность такова, что наши фантазии ее не очень заботят. И если твой муж – варвар, то война и постоянные набеги являются ключевым источником процветания. И большой угрозой для выживания. Наша бедная девочка теряет мужа. И затем ребенка. Больно? Очень.
В посттравматическом синдроме Дейнерис идет в огонь. Терять больше нечего. Акт самосожжения символизирует отказ от всего, что было раньше. Трансформация. Буквально закаливание огнем. Дени больше не хочет бояться. А также мечтать, любить и быть наивной девочкой. Из пепла она выходит с Драконами.
Дракон – это архетипический символ ригидного, инстинктивного женского начала. Часто именно материнский, как олицетворение тесных объятий, которые обещают тепло и защиту, но пленяют от развития.
И вот здесь и звучат первые тревожные колокольчики.
Девочка в состоянии острой потери не способна адекватно воспринимать реальность. Готова к отчаянным поступкам. И буквально делает шаг назад: соединяется с силами прошлого, энергией рода, полагается не на голову, а инстинкты. Именно здесь она приняла судьбу Таргариенов: жестокость, необдуманные поступки, припадки гнева, потеря рассудка.
По сути, в этой точке произошел слом персонажа. Никакого развития не будет. Нет на него ресурса. Есть череда страшных личных трагедий, которая не дала ей шанса двигаться вперед в становлении Я.
Власть и союзники. Сверх-Идея
Чтобы не проживать травму и спастись от ее гнета, часто нужна Сверх-Идея. На нее бросаются все силы и желания. Она способна заряжать окружающих и создавать ореол Сияющих Доспехов вокруг внутренней черноты.
Дени триумфально движется по южным царствам, предлагая свободу и… Прекрасную Правительницу с Звонкими Титулами. Девочке очень нужна вера в собственную неуязвимость, чистоту и красоту. Ей важно, чтобы другие видели ее именно так. Я особенная, я избранная. Любите меня.
Ее окружают влюбленные мужчина, советники, рыцари. Появляется любовник, чтобы ночью не было мучительно одиноко. И было кому напомнить, Кто она такая.
Возвращение на родину. Ретравматизация
То, что случилось с ее персонажем в Вестеросе, – классическая лакмусовая бумажка реального положения дел. Мы можем бесконечно храбриться на терапии, на другом конце города, но когда приходит время встречи с семьей и прошлым, которое она олицетворяет, то тут сразу ясно, что у нас с ресурсами.
У девочки была последняя надежда, последняя ставка на Сверх-Идею. Я вернусь домой и все меня будут любить. Я снова стану целой. Я стану, наконец, собой: Прекрасной Королевой. И маленькая напуганная измученная изгнанница во мне – умрет навсегда. Станут неправдой весь тот ужас, страх и стыд.
К сожалению, так не работает. Пока мы пытаемся стереть, изжить, забыть, выкинуть нашу травму, мы продолжаем терзать себя и тех, кто рядом. Мы проецируем на них все свое отчаяние. Не видим реальность, нам слишком больно.
У Дейнерис был Верстерос ее детства. Но время прошло для всех. Здесь ее не знают, воспринимают как угрозу. И как человек с небольшим психическим ресурсом, она очень болезненно воспринимает сложившиеся отчуждение. Гибнут ее соратники и "дети". Новая любовь вызывает сомнения и недоверие.
А что мы делаем, когда у нас не хватает сил справляться? Правильно, обращаемся к проверенным системам защиты. Отступаем назад, чтобы опереться.
А что у Дени сзади, в личном и семейном опыте? Огонь, драконы, сжечь всех!
Правда, мне ее очень жаль, потому что неумолимость судьбы этой храброй женщины была прописана еще в первых сезонах. Одинокая, в окружении сподвижников, но не друзей. Слишком горделивая и недоверчивая, чтобы говорить о своих демонах.
Дейнерис – истинный последний дракон этого сказочного мира. И другого честного финала для нее быть не могло. Ждем развязки. И нового короля Семи Королевств.