Найти в Дзене
Активный возраст

Амазонские шаманы

Писатель Олег Хафизов ищет товары
по звездам

Я не готов говорить об астрологии серьезно. Прежде чем эта почтенная дисциплина была окончательно ошельмована и побеждена материалистической наукой, она играла огромную роль в самых почтенных цивилизациях. Было бы невероятно, если бы небесные светила никак не влияли на нашу жизнь, подверженную всем мельчайшим взаимодействиям и влияниям внешнего мира, вплоть до полета бабочки, совершенного век назад над головой нашего прадедушки. Я хочу поговорить не о той астрологии, которая содержится в сакральных книгах Древнего Востока,
а о той, какая практикуется в СМИ современного Запада.

Мы помним, когда и каким образом астрология вместе со всеми возможными вариантами мистики, магии и оккультизма хлынула на наши мозги, так сказать, «через Запад на Восток». Не было ни одной, самой серьезной газеты, которая не давала бы советы по звездам, как вести себя в предстоящий день, неделю и т. п. Демонические женщины в черном
и подозрительные брюнеты с пронзительными взглядами гипнотизировали нас с экранов ТВ, таинственно ворковали перед сном по радио, собирали целые концертные залы и цирки. Их стало так много, что и самый здравомыслящий человек, наверное, иногда спрашивал себя:
«А может, в этом действительно что-то есть? Не могут же быть дураками 100 миллионов человек?»

И я бы, пожалуй, вошел в число осторожных скептиков, если бы не наблюдал всю эту практическую магию, так сказать, изнутри.

Один астролог работал непосредственно в моем кабинете, за соседним столом. В этой девушке не было совершенно ничего таинственного или демонического — скорее наоборот. Просто редактор поручил ей проводить конкурсы читателей по телефону и заодно, раз в неделю, составлять гороскоп. Поначалу наша жрица СМИ еще заглядывала
в другие желтые газеты и журнальчики, чтобы скопировать слог и профессиональную лексику других волхвов, но вскоре так наловчилась, что дала бы фору кому угодно, включая знаменитого Павла Глобу.

Когда же у меня выдавалась свободная минутка или просто хотелось подурачиться, то я и сам влиял на будущее наших читателей, просто так, из озорства.

Мне приходилось участвовать в оккультных практиках и другим, не менее почтенным способом — при помощи карт Таро. Как-то, накануне Рождества, мы, как водится, ломали голову над тем, как бы развлечь наших телезрителей, и наконец, по газете объявлений, отправились
в знаменитую деревню Ясная Поляна, где проживал патентованный специалист, позиционирующий себя просто как «колдун Владимир».

Колдун Владимир оказался человеком сообразительным. Наверное, ему уже приходилось иметь дело со СМИ. Поэтому мы разложили перед камерой фотографии претендентов на пост губернатора в предстоящих выборах, и колдун, раскинув перед ними карты, загадочно и туманно объяснил, что светит каждому из политиков. Мы разошлись, вполне довольные друг другом. Я получил забавный иронический сюжетец для своей аналитической программы, а он — бесплатную рекламу перед многочисленной телевизионной аудиторией.

Совершая этот «камин-аут» в причастности к оккультизму, я подчеркиваю, что этой практикой занимались люди так называемого поколения Х — рожденные до начала 80-х годов. Мы баловались этой чепухой не для извлечения какой-то реальной прибыли, а для того чтобы слегка позабавить и развлечь недалекого читателя-зрителя — как развлекали его невинными кроссвордами и шарадами со времен Ильфа и Петрова. Куда нам, грешным, до поколения У — так называемых миленниалов, рожденных с начала 80-х и сегодня находящихся на самом пике своего «креатива».

-2

Никто не упрекнет в недостатке серьезности такого монстра информационных технологий, как компания «Амазон». И если этот финансовый гигант надевает остроконечный колпак и указывает нам пальцем в звездное небо при планировании нашей жизни, то это уже не смешно. Что же нам советует «Амазон Прайм», рассылающий письма
с гороскопами своим клиентам?

Оказывается, месячный гороскоп от «Амазона» содержит… перечень наилучших товаров, который светила рекомендуют вам приобрести через платные приложения, в соответствии с вашим знаком зодиака. Причем
в ассортименте «Амазона» имеется практически все, что могут вообразить небеса.

К примеру, Ракам предлагается в этом месяце не делать свой выбор товара и вместо этого бескорыстного, на первый взгляд, прогноза подписаться здесь же на платное приложение, которое поможет «встретить новых людей и пуститься на новые приключения».

Девам «Амазон» рекомендует на некоторое время оставить «продуктивность» и вместо этого очистить свое сознание. Но не при помощи бесплатной тишины и медитации, а подписавшись на платное приложение с «саундтреком, поддерживающим мечтательное состояние». Что касается Близнецов, то у них в этом месяце будут возникать проблемы с коммуникацией, поэтому им пора (естественно, за деньги) воспользоваться обратной связью одной из дочерних компаний «Амазона».

Для Скорпионов грядущий месяц — «о синхронности», уверяют нас штатные шаманы «Амазона». Поэтому вы можете встретить старого друга или забытую идею в нужный момент: во время обеда, заказанного не без помощи еще одной «амазонской дочки».

И так далее. А для того чтобы вы поняли, что это не розыгрыш, мы используем самый серьезный и «американский» метод — обратимся
к цифрам.

За минувший год американцы истратили на «мистические» сервисы
в интернете 2,2 млрд долларов. За прошедшие пять лет относительного экономического оздоровления американцы в целом стали более охотно обращаться к альтернативным и псевдорелигиозным практикам. А такой женский интернет-канал, как «Broadly», в минувшем году повысил свой трафик распространения гороскопов на 150% по сравнению
с предыдущим годом.

Очередной виток моды на шаманство приводит к появлению многочисленных консультантов по «интуитивному бизнесу». Многочисленные новые стартапы и сервисы в интернете делают эти практики все более централизованными и легкими для доступа на новых платформах.

В марте появился новый стартап под скромным названием «Sanctuary» («Святилище») со стартовым капиталом 1,5 млн долларов. Сразу за ним последовал еще один, под названием «Begin to Heal» («Начни выздоравливать»), с 200 лицензированных специалистов по таким «энергетическим» практикам, как Рейки, «духовный коучинг» и т. п.

Все это не ново. И в любом обществе, в любую эпоху находится некоторое количество людей, прибегающих именно к такому варианту «духовности». Одни верят в него всей душой, другие таким образом просто развлекаются и убивают время. И наконец, третьи откровенно «разводят лохов» на деньги — как наши желтые СМИ начала 90-х и респектабельный «Амазон» эпохи миллениума.

Олег ХАФИЗОВ