Найти тему
VarТехник

И любим, и ненавистен – британский «Черчилль» в Красной армии.

Оглавление

Ленд-Лиз стал одним из «спасательных кругов» для СССР в начальный период Великой Отечественной. В числе военной помощи были еда, одежда, вооружение. Но не всё из этого нравилось солдатам. Один из танков, поставляемый из Британии так и вовсе имел неоднозначную репутацию – речь идёт о танке «Черчилль».

Танк Churchill.

Британский пехотный (тяжёлый) танк, который имел очень трудную судьбу. После поражения во Франции, британские военные и сам премьер Уинстон Черчилль, потребовали создать новый пехотный танк на замену Valentin и Matilda. Инженеров всё время торопили, так как был огромный риск нападения немцев на острова туманного Альбиона, а большая часть армии была попросту уничтожена, как и техника.

Проект А20
Проект А20

Новый образец под индексом A20 показали весной 1941 года, после чего, машину отправили на доработку. Башню изменили, переделали некоторые элементы борта и получился проект A22, названный в часть премьер министра Черчилля. Сам премьер, при осмотре танка, высказал критикующую фразу:

«У танка, названного в мою честь, недостатков больше, чем у меня.»

И в правду – танк был откровенного говоря недоработанным, но армия в нём нуждалась, и A22 Churchill Mk. I был принят на вооружение.

A22 Churchill Mk I
A22 Churchill Mk I

«Черчилль» в СССР.

Первые поставки британских танков начались в конце 1941, начале 1942 года. На тот момент, через северные моря Британия отправляла пехотные танки «Валинтайн» и «Матльда». Первый, вопреки тесноте и некоторым проблемам с ходовой частью, нравился советским танкистам, а вот «Матильда» была не самым желанным приобретением. Тяжёлая броня – это хорошо, но извечные проблемы с масло и топливопроводами, узкие гусеницы, неприспособленные к зиме и болоту, бортовые экраны и ряд других проблем отталкивали экипажи от Ленд-Лизной машины.

"Черчилль 3" под Ленинградом
"Черчилль 3" под Ленинградом

И любим и ненавистен.

Танки «Черчилль» обладали безусловно лучшей бронёй своего времени, не плохим орудием, внушительным внутренним пространством. Но максимальная скорость танка не превышала и двух десятков километров в час, ходовая часть была не самой надёжной, весьма сложной и тяжёлой, а гусеницы особо уязвимы. Надёжность мотора тоже оставляла желать лучшего. При полигонных испытаниях часто ломался топлиовпровод – а по танку даже не стреляли. Кроме этого, водитель имел плохой обзор, из-за чего он был чересчур зависим от командира.

"Черчилль 4" на Курской дуге.
"Черчилль 4" на Курской дуге.

С другой стороны, броня превосходила даже КВ и приравнивалась к немецким «Тиграм». Это позволяло без особых затруднений продавливать оборону противника, силой до роты «Черчиллей». Добавьте хороший обзор командира, высокую скорострельность и комфорт и получите машину, которая была не только эффективной на поле боя, но и обожаемой своим экипажем.

"Черчилль 3" в Киеве
"Черчилль 3" в Киеве

Итог.

Танк «Черчилль» была за что ненавидеть. Это низкая надёжность, малая скорость. Экипажи «Черчиллей» имели с ними дело без подготовки и обучались чуть ли не в боях. Но отличная броня, пушка и большое внутреннее пространство стали вескими причинами, по которым, советские танкисты любили британские танки, не смотря на недостатки.

Иногда, характеристики танка не столько огорчали, сколько смешили. Таким образом, экипажи «Черчиллей» поговаривали:

-7

«Враг так быстро отступает, что наши танки их не догоняют».

Последние танки Churchill принимали участие в боях на Ленинградском направлении весной 1944 года, а части с Ленд-Лизной техникой постепенно пересаживали на КВ-1С и ИС. Всего, за годы войны, по Ленд-Лизу отправили около 350 танков «Черчилль», из которых дошли примерно 250-260 единиц. Остальные утонули в северных морях.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.