Обзор материала
(Слайд 1) ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ(Слайд 2) Государственная итоговая аттестация проводится уже не первый год, и каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, применяя различные формы, методы и приемы работы, которые показывают свою эффективность при подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся.Важна система подготовки в целом, которая должна осуществляться обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ОГЭ, ЕГЭ разного уровня. Выработать такую систему может только сам учитель, учитывая свойства своих учеников.Я представляю опыт собственной деятельности по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике в форме ОГЭ и ЕГЭ.Подготовку учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике осуществляю по следующим направлениям: (Слайд 3)1. Информационная работа.2. Содержательная подготовка.3. Психологическая подготовка.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА(Слайд 4) В течение учебного года с учащимися и их родителями проводится изучение нормативно-правовых документов по итоговой аттестации.Изучение Положения о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования. Учащиеся и родители знакомятся с Порядком проведения ОГЭ и ЕГЭ, особенностями проведения государственной итоговой аттестации. У каждого ученика имеется Инструкция для учащихся - участников ОГЭ и ЕГЭ в день сдачи экзамена, Памятка выпускника, рекомендации психолога по поведению до и в момент экзамена, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, расписание выпускных экзаменов. Проводятся родительские собрания по изучению нормативно-правовой базы итоговой аттестации и об оказании помощи детям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На собраниях выступают представители администрации школы. Родители имеют возможность получить ответы на все вопросы, связанные с особенностями итоговой аттестации.(Слайд 5) В кабинете физики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ, а также материалы по ОГЭ и ЕГЭ по физике: демонстрационный вариант КИМ, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по физике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКАНачинать готовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по физике с сентября очень поздно, надо начинать подготовку как только ученики начинают изучать предмет. Как? Просто учить так, чтобы дети полюбили предмет, оценили возможности дальнейшего применения полученных знаний, а главное – овладели методикой работы с тестовыми заданиями различных уровней, не «гадали», выбирая ответ, а знали и умели прийти к правильному.Что же касается непосредственной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, считаю очень важным понять и довести до выпускников структуру тех тестовых заданий, которые встречаются в контрольно – измерительных материалах (КИМах). Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства учащихся с формой проведения ЕГЭ и ОГЭ, КИМами, бланками, критериями оценивания.(Слайд 6) Готовлю детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в рамках изучения физики на уроках, элективных курсах и дополнительных занятия.В самом начале работы я с детьми рассматриваю кодификатор. Подробно рассматриваем следующие разделы: Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по физике (ОГЭ); Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике (ЕГЭ); Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по физике (ОГЭ);Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по физике.Вторым шагом является изучение спецификации. Здесь особое внимание уделяем на назначение КИМ, документы, определяющие содержание КИМ, подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ, распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий, распределение заданий КИМ по уровню сложности, продолжительность экзамена по физике, дополнительные материалы и оборудование и на систему оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.И особое внимание уделяем на порядок заполнения бланков ответов.При подготовке к экзамену использую и рекомендую учащимся приобрести: (Слайды 7,8)
- учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ;
- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Далее отрабатываю тесты. Для отработки использую как «бумажный» вариант, так и компьютерное тестирование. Все будущие экзаменуемые имеют тренировочные варианты работ «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий (ФИПИ)». Подготовка к ЕГЭ «Просвещение». Но все же считаю, что самая лучшая форма подготовки – это самоподготовка.(Сайты 9-12) Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест.Моя же роль сводиться к тому, чтобы верно направлять самостоятельную работу учащихся, помогать им в этой работе и контролировать.Многократно возвращаюсь к уже повторенному материалу, предлагаю новые варианты вопросов. Фиксирую пробелы в знаниях для каждого ученика. Работаю по ликвидации этих пробелов индивидуально с каждым.Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, предлагаемых ЮЗГУ. Работы провожу придерживаясь их графика. Тексты работ за прошедший учебный год сохраняю и также использую для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в текущем учебном году.(Слайд 13) При подготовке учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы ОГЭ и ЕГЭ обращаю внимание на работу с заданиями разных типологических групп, классифицированных
- по структуре;
- по уровню сложности (базовый и повышенный);
- по разделам курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);
- по проверяемым умениям (Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий; смысла физических величин; смысла физических законов, принципов, постулатов. Умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов. Владение основами знаний о методах научного познания. Умение решать задачи различного типа и уровня сложности. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни);
- по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма)
Самое трудное в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,— это как раз научить решать физические задачи.При систематическом решении задач первой части лучше запоминаются формулы, отрабатываются качественные задания, повторяется теория, встречаются «обратные задачи»; задачи, которые на уроках отрабатывались мало, или вообще не встречались. Поэтому, для повторения изученного материала и запоминания формул, начиная с сентября детям 9 и 11 класса я выдаю задачи первой части, подобранные по темам: кинематика, законы сохранения, влажность, расчет цепей и т.п. Эти задания учащиеся решают в тетрадях, проверяю работу, затем разбираем «массовые» ошибки на консультациях, при большом количестве ошибок выполняется работа над ошибками с обязательными комментариями, что формирует умение анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт.В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень.(Слайд 14) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАНа этом этапе работы следую рекомендациям школьного психолога, ученых-психологов И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, А.Г. Шмелева, адресованным учителям для психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ выпускников и их родителей.(Слайд 15) Центром аттестации и контроля качества образования и Службой практической психологии подготовлены методические рекомендации для учителей по материалам. Взяв их за основу, учителя могут провести консультации по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей.(Слайд 16) Приведу несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования, которые я предлагаю детям:
- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Подробнее см.https://pedtehno.ru/content/podgotovka-k-oge-i-ege-po-fizike