Найти тему
Нейронный дизайн

Птицы сирины на камине Врубеля. Что с ними не так?

Итак, деталь врубелевского камина. Если въедливо, то "керамической облицовки камина". Именно эта никогда не была в употреблении, поэтому нам повезло – нет копоти и майолика сияет как новенькая.

Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем". Автор эскиза: М.Врубель. 1899-1900 гг. Деталь. ВМДПНИ
Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем". Автор эскиза: М.Врубель. 1899-1900 гг. Деталь. ВМДПНИ

Видите СИРИНОВ с косичками? 😊 На головах огромные (раза в 4 больше головы) ВЕНЦЫ в каменьях и с ПОДНИЗЬЮ (жемчужная сетка на лбу). На шеях – ОЖЕРЕЛЬЯ, традиционный элемент женского парадного костюма (многослойные бусы под горло или расшитая бусинами тканевая основа-воротник). По бокам под волосами легло ПОКРЫВАЛО – лёгкая ткань, дополнявшая убор.

Смотрите всё это дело вживую на портретах в подборке 👉

В.Бобров. Девушка в русском костюме. 1902
В.Бобров. Девушка в русском костюме. 1902
Неизвестный художник. Великая княжна Александра Павловна. 1790-е
Неизвестный художник. Великая княжна Александра Павловна. 1790-е
Девушка в народном костюме. Раскрашенное фото из коллекции Шабельских. Конец XIX – начало XX века
Девушка в народном костюме. Раскрашенное фото из коллекции Шабельских. Конец XIX – начало XX века

На следующей фотографии – экспонат из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), так называемая КОРУНА (="корона", разновидность девичьего венца), показалась мне похожей в качестве прототипа 👉

Коруна (девичий праздничный головной убор). Конец XVIII века
Коруна (девичий праздничный головной убор). Конец XVIII века
-6

Очевидно, что Врубель хотел сделать акцент на реальном облике простой русской девушки. Но есть один затык. Если это ПТИЦЕДЕВЫ, то почему ДВЕ КОСЫ? Обычно считается, что девицы носили одну, а две было принято заплетать замужним женщинам после венчания, чтобы затем покрыть КОКОШНИКОМ. Как же так? Ошибся Михаил Александрович? Или не стал вдаваться в тонкости, дело-то шло к веку перемен, двадцатому? На момент создания камина в народе уже не было строгого следования традициям, курс шёл на упрощение, могли и с причёской экспериментировать, и вместо венцов-кокошников обходиться обычным платком.

В.Суриков. Портрет А.А.Добринской. 1910
В.Суриков. Портрет А.А.Добринской. 1910

Хотя, с другой стороны, в серьёзных источниках я не встречала однозначного указания, что две косички и незамужность – понятия в принципе несовместимые.

И ещё вот какая мысль. Что, если крестьянский быт – это одно, а наши сирины – знатного рода?.. Как там было, у царей-бояр в старину?

Я задалась вопросом и стала искать доказательства какой-нибудь из версий. Нашла. 😉 Перечитала соответствующую главу у Ивана Забелина в "Домашнем быте русских цариц в XVI–XVII столетиях" – и на́ тебе 😯:

"Так и в царском быту, как и во всенародном, взрослые девицы носили волосы открытыми и распущенными по плечам. Другой род убора, столь же обыкновенный, даже и теперь в простом быту, заключался в том, что волосы заплетали в одну косу или в две косы, которые и ниспадали сзади к плечам и по спине".

Дальше автор приводит рисунок с причёской в две косы (не нашла оригинал, только упоминание в тексте).

В.Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912. Фрагмент. По живописным полотнам поздних эпох делать выводы об исторических фактах нельзя, но представить, как это было, опираясь на другие источники, можно
В.Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912. Фрагмент. По живописным полотнам поздних эпох делать выводы об исторических фактах нельзя, но представить, как это было, опираясь на другие источники, можно

Как говорится, так вот ты какой, цветочек аленький! 😄 То есть врубелевские сирины по внешнему облику могут быть не только достоверными царскими птицедевами, но ещё и девами крестьянскими – причём в полном соответствии с обычаями русского народа.

Кстати, на предметах прикладного искусства (сундуках, шкафах, керамике), а также на народных картинах – лубках – птиц сиринов изображали как раз с распущенными волосами – девушки, как никак.
Неизвестный  художник. Лубок "Райская птица Сирин". Перв. пол. XIX века
Неизвестный художник. Лубок "Райская птица Сирин". Перв. пол. XIX века

Ещё я обнаружила доказательства заплетания древнерусскими девушками двух и более кос, а также ношения распущенных волос, в современной статье Ю.В.Степановой "Женские причёски на Руси в XI–XVII веках". Автор приводит археологические данные, ссылается на рисунки А.Мейерберга и другие изобразительные и письменные источники.

Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века. Издание А.С.Суворина. 1903. Рисунок 59. Женские костюмы
Альбомъ Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века. Издание А.С.Суворина. 1903. Рисунок 59. Женские костюмы
Виды Малороссии. Открытка, фрагмент. Начало XX века
Виды Малороссии. Открытка, фрагмент. Начало XX века

В общем, у меня сомнений не осталось: Врубель исторически достоверен. Даже ЛЕНТОЧКИ в косы вплетены и концы их развеваются.

Керамическая облицовка камина по эскизу Врубеля. Фрагмент
Керамическая облицовка камина по эскизу Врубеля. Фрагмент

Так что не читайте интернетные суждения о том, что "девушки до замужества плели только одну косу!", это неправда. Плели и одну, и две, и несколько, и распускали волосы, и оставляли по бокам завитые локоны (см. у Забелина), и даже использовали накладные косы, что-то вроде шиньона (у Степановой, требует дополнительных исследований).

Г.Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Фрагмент. Хорошая иллюстрация обрамления лица локонами и при этом заплетённой косы – у девушки в синем. Подробное описание такой причёски даёт Забелин. Ну и головные уборы обязательно рассмотрите
Г.Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Фрагмент. Хорошая иллюстрация обрамления лица локонами и при этом заплетённой косы – у девушки в синем. Подробное описание такой причёски даёт Забелин. Ну и головные уборы обязательно рассмотрите

Вот такие выводы неожиданно получились у меня в результате, а ведь изначально я думала, что художник не ориентировался на традицию, свободно создавая современный для него образ. Теперь считаю, что на камине Михаила Врубеля этнический антураж сиринов намеренно подчёркнут деталями убора. Казалось бы, мелочь, ерунда. Но для меня – нет. Теперь смотришь на блестящие изображения птиц совсем по-другому. Теперь не только модерн. В голове роятся мысли и образы, румяные царевны и крестьянки, жемчуга и каменья крупным планом, роскошные волосы по плечам и яркие лубки в интерьере избы. Жизнь моего народа.

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)

Фото: Дарья Филиппова (Interior Writer), ВМДПНИ, культура24.рф, booksite.ru

-14

Если вам было интересно, можно заглянуть ещё сюда:

Пасхальный сувенир времён Советской власти

Лев и единорог в царских интерьерах

Самый модный предмет в русском стиле

Про камин Врубеля (ЦЕЛИКОМ😊) у меня есть давняя статья в Интернете, при желании также можно полистать: Камин "Встреча Вольги с Микулой"