Итак, деталь врубелевского камина. Если въедливо, то "керамической облицовки камина". Именно эта никогда не была в употреблении, поэтому нам повезло – нет копоти и майолика сияет как новенькая.
Видите СИРИНОВ с косичками? 😊 На головах огромные (раза в 4 больше головы) ВЕНЦЫ в каменьях и с ПОДНИЗЬЮ (жемчужная сетка на лбу). На шеях – ОЖЕРЕЛЬЯ, традиционный элемент женского парадного костюма (многослойные бусы под горло или расшитая бусинами тканевая основа-воротник). По бокам под волосами легло ПОКРЫВАЛО – лёгкая ткань, дополнявшая убор.
Смотрите всё это дело вживую на портретах в подборке 👉
На следующей фотографии – экспонат из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), так называемая КОРУНА (="корона", разновидность девичьего венца), показалась мне похожей в качестве прототипа 👉

Очевидно, что Врубель хотел сделать акцент на реальном облике простой русской девушки. Но есть один затык. Если это ПТИЦЕДЕВЫ, то почему ДВЕ КОСЫ? Обычно считается, что девицы носили одну, а две было принято заплетать замужним женщинам после венчания, чтобы затем покрыть КОКОШНИКОМ. Как же так? Ошибся Михаил Александрович? Или не стал вдаваться в тонкости, дело-то шло к веку перемен, двадцатому? На момент создания камина в народе уже не было строгого следования традициям, курс шёл на упрощение, могли и с причёской экспериментировать, и вместо венцов-кокошников обходиться обычным платком.
Хотя, с другой стороны, в серьёзных источниках я не встречала однозначного указания, что две косички и незамужность – понятия в принципе несовместимые.
И ещё вот какая мысль. Что, если крестьянский быт – это одно, а наши сирины – знатного рода?.. Как там было, у царей-бояр в старину?
Я задалась вопросом и стала искать доказательства какой-нибудь из версий. Нашла. 😉 Перечитала соответствующую главу у Ивана Забелина в "Домашнем быте русских цариц в XVI–XVII столетиях" – и на́ тебе 😯:
"Так и в царском быту, как и во всенародном, взрослые девицы носили волосы открытыми и распущенными по плечам. Другой род убора, столь же обыкновенный, даже и теперь в простом быту, заключался в том, что волосы заплетали в одну косу или в две косы, которые и ниспадали сзади к плечам и по спине".
Дальше автор приводит рисунок с причёской в две косы (не нашла оригинал, только упоминание в тексте).
Как говорится, так вот ты какой, цветочек аленький! 😄 То есть врубелевские сирины по внешнему облику могут быть не только достоверными царскими птицедевами, но ещё и девами крестьянскими – причём в полном соответствии с обычаями русского народа.
Кстати, на предметах прикладного искусства (сундуках, шкафах, керамике), а также на народных картинах – лубках – птиц сиринов изображали как раз с распущенными волосами – девушки, как никак.
Ещё я обнаружила доказательства заплетания древнерусскими девушками двух и более кос, а также ношения распущенных волос, в современной статье Ю.В.Степановой "Женские причёски на Руси в XI–XVII веках". Автор приводит археологические данные, ссылается на рисунки А.Мейерберга и другие изобразительные и письменные источники.
В общем, у меня сомнений не осталось: Врубель исторически достоверен. Даже ЛЕНТОЧКИ в косы вплетены и концы их развеваются.
Так что не читайте интернетные суждения о том, что "девушки до замужества плели только одну косу!", это неправда. Плели и одну, и две, и несколько, и распускали волосы, и оставляли по бокам завитые локоны (см. у Забелина), и даже использовали накладные косы, что-то вроде шиньона (у Степановой, требует дополнительных исследований).
Вот такие выводы неожиданно получились у меня в результате, а ведь изначально я думала, что художник не ориентировался на традицию, свободно создавая современный для него образ. Теперь считаю, что на камине Михаила Врубеля этнический антураж сиринов намеренно подчёркнут деталями убора. Казалось бы, мелочь, ерунда. Но для меня – нет. Теперь смотришь на блестящие изображения птиц совсем по-другому. Теперь не только модерн. В голове роятся мысли и образы, румяные царевны и крестьянки, жемчуга и каменья крупным планом, роскошные волосы по плечам и яркие лубки в интерьере избы. Жизнь моего народа.
Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Фото: Дарья Филиппова (Interior Writer), ВМДПНИ, культура24.рф, booksite.ru
Если вам было интересно, можно заглянуть ещё сюда:
• Пасхальный сувенир времён Советской власти
• Лев и единорог в царских интерьерах
• Самый модный предмет в русском стиле
Про камин Врубеля (ЦЕЛИКОМ😊) у меня есть давняя статья в Интернете, при желании также можно полистать: Камин "Встреча Вольги с Микулой"