20 июня 1966 года произошел исторический визит первого президента французской Пятой республики Шарля де Голля в СССР. Генерал приехал в Союз с большой делегацией, которая состояла из высших военных чинов, промышленников и разного рода деятелей культуры. Среди них был и будущий основатель кольцевых гонок на грузовиках — Джером Фабилье.
Кто из вас знал, что пришла ему эта идея тогда, в 1966-м, в СССР? А всему виной вот этот чёрный пикап, пролетевший мимо генеральского кортежа. По возвращению на родину, владелец процветающей транспортной компании крепко заболел автоспортом.
Шёл 1964 год, в полномасштабную серию пошла будущая легенда — ЗиЛ-130. И как это всегда бывает, оставались предсерийные машины, которые буквально погибали на испытаниях, дабы выявить все минусы конструкции. Из двух повреждённых предсерийных кабин пятеро энтузиастов собрали одну, более-менее пригодную, кабину. С рамой поступили ещё проще, укоротив серийную на треть при помощи автогена.
С мотором, подвеской и КПП было чуть сложнее, но вчерашние студенты просто сняли их с прототипа правительственного лимузина. Один из экземпляров будущего ЗиЛ-117 ранее был обстрелян на полигоне во время испытаний на бронепробиваемость. И хотя кузов был сильно повреждён, внутреннее содержимое он надёжно защитил. Вот это самое "просто сняли" для спортсменов едва не вышло им боком в виде уголовного дела. И вот почему.
Ревущий чёрный пикап обогнавший правительственный кортеж не узнали только французы, а специалисты 9-го управления КГБ узнали, удивились и стали искать "гонщиков". Тотальные проверки на заводе имени Лихачёва увенчались успехом уже через два дня. В ходе проверки выяснились и другие детали. Например, что дефицитная чёрная эмаль была нагло выпрошена у коллег из МСЦ-6, а диски выточили из не менее дефицитных подотчётных магниевых болванок. В общем, у парней были крайне нерадужные перспективы, но их творчество привлекло внимание главного инженера. Именно он и спас их и от уголовного дела, и от реального срока, после чего все пятеро энтузиастов головой отвечали за секреты правительственных машин.
(Позже их привлекли к созданию всем известных "Чебурашек", но это уже другая история).
Чёрный пикап после этого несколько лет использовался как носитель агрегатов при испытаниях новых АКПП и амортизаторов. Совсем недавно он стал широко известен. В спецсерии журнала "Автолегенды" для Молдавии вышла модель этой машины, правда весьма условно похожая на оригинал. Коллекционер Денис Шабалин при помощи надфилей, краски и эпоксилина воссоздал исторически верную копию того самого автомобиля.
А Джером Фабилье после той истории ещё 15 лет обивал пороги потенциальных спонсоров, дабы организовать серию кольцевых гонок во Франции...
Однако, не будем забывать, вдохновился он этой идеей в России, русским же автомобилем.
За исторический очерк "Ангар" благодарит КБ Емельянова