Найти в Дзене
Авиатехник

Эти самолёты непросто было найти. L-29 стояли посреди города! Расследование.

Здравствуйте уважаемые читатели канала «Авиатехник». Буквально вчера я ломал голову и размышлял над одним вопросом: Почему в Челябинске так мало авиапамятников? Неужели у нас только танки на улицах стоят?..

Очень хотелось сделать статью о родных краях, но я не знал за что зацепиться.

У нас в городе есть один памятник возле Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, однако до туда добираться не так близко. (О нём я напишу отдельную статью). Просмотр карт Google тоже ни к чему не привёл. Я уже был готов сложить руки.. Пока не зашел на один из авиационных порталов, где и обнаружил неофициальную карту авиапамятников России.

Оказалось, что у нас посреди города целых ЧЕТЫРЕ памятника. Буквально вчера я посетил два из них, т.к. они находятся в одном месте.

Речь пойдет о двух самолётах L-29. Они стоят возле безымянного офисного (предположительно) здания, и о них я узнал буквально вчера. Сколько я живу в Челябинске - никогда не обращал внимания на это место! Неподалеку находится ДОСААФ. Быть может, это здание принадлежит ему. В интернете кроме координат не было ни фотографий, ни истории о них. По крайней мере я не нашел. В итоге я решил провести собственное расследование и пролить свет на эти самолёты.

Изучив карту, я действительно обнаружил очертания самолётов возле непонятного здания:

-2

Я быстренько собрался и отправился в путь пешком. Прошел больше десяти километров! Благо погода хорошая стояла.

По дороге к экспонатам, я наткнулся вот на такое чудо:

-3

Я подумал, что это какой-то прикол, однако когда глянул на карту в телефоне, то понял - до места назначения ещё около 500 метров ходьбы.

На заднем плане вы можете заметить оба L-29.
На заднем плане вы можете заметить оба L-29.

На радостях я дошел до проходной и спокойно попал на территорию. Кроме шлагбаума там никого не было. Всё это время меня не покидало чувство того, что я пробрался на чью-то территорию, и меня там быть не должно.

Красавец L-29!
Красавец L-29!

До этого я никогда не видел эту модель в живую. Пришлось делать очень много фото!

-6
-7

Взял с собой значок, который купил 9 мая на Арбате. Теперь он является символом моего канала :) Ссылка на ту самую статью.

-8

Немного истории:
Aero L-29 Delfin - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Этот самолёт является первым серийным реактивным самолётом Чехословакии!
Первый полёт был совершен 5 апреля 1959 г. С 1961 года являлся основным УТС стран Варшавского договора. Его производство осуществлялось с 1963 по 1973 годы. Было построено 3665 экземпляров. Преемник L-29 - Aero L-39 Albatros. Состоял на вооружении более 15 стран мира.
В настоящее время многие самолёты сохранились и находятся в частных руках.

Возле самолёта стоит вот такая табличка. В ней всё подробно описано :)
Возле самолёта стоит вот такая табличка. В ней всё подробно описано :)

Самолёт имеет около четырех различных модификаций:
Л-29 — базовая модификация
Л-29А «Акробат» (Л-429) — спортивная одноместная модификация. Всего построено 2 самолёта, которые участвовали в показательных выступлениях в 1968 и 1969 годах на Международных машиностроительных ярмарках в Брно, и в 1969 году на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.
Л-29Р (Л-329) — тактический разведчик, оснащенный фоторазведывательным оборудованием для разведки в прифронтовой зоне. Выпущен небольшой партией для ВВС Чехословакии и Египта.
УТС-29 – модернизация самолета с двигателем CJ-610. Предполагается первый полет в августе 2015 года. Разрабатывает СибНИА, для учебно-тренировочных полетов.

Рассмотрим его поближе:

Первым делом я обратил внимание на стойки шасси. По сравнению с пассажирскими самолётами, они казались мне игрушечными.

Фирма шин - Barum.
Фирма шин - Barum.
Для экспоната выглядит неплохо. Видно, что за самолётом следят.
Для экспоната выглядит неплохо. Видно, что за самолётом следят.

Везде стоят заглушки. Скорее всего, двигатель всё ещё на месте.

-12

К сожалению, кабину через остекление практически не видно.

-13

Все лючки на месте. Каждый подписан оригинальной краской:

-14

-15
Компоновка самолёта.
Компоновка самолёта.

L-29 был предназначен для обучения лётчиков, которым предстояли полеты на МиГ-21.

Второй самолёт с виду точно такой же:

-17

Его установили на контейнеры, при этом надежно закрепив тросами.

-18
-19
-20

На сегодняшний день я так и не нашел подробной информации конкретно по этим самолётам. Здание, возле которого они установлены - действительно безымянное. Никаких зацепок! Даже на карте.. Деваться некуда, буду искать информацию дальше! В любом случае, для меня эта находка более чем приятная, так-как я и не знал про существование этих загадочных L-29 в своем городе!

Если вам была полезна данная статья, поставьте палец вверх и поделитесь в социальных сетях! Предлагаю подписаться новым читателям на этот канал, вы увидите много нового и интересного. А ещё советую прочитать ещё одну интересную публикацию: Дедушка Ми-6. Вертолёт, который брал на себя разные роли.