Этот вопрос задавал себе практически каждый. У меня регулярно спрашивают, как начать свой модный бизнес. Самые популярные вопросы – о том, как запустить свою коллекцию, как сделать бренд одежды. Поэтому в этой статье я решил поделиться небольшими, но очень полезными рекомендациями.
Все начинается со слов: "Я хочу". Очень важно понять с самого начала, что именно вы хотите - продавать одежду, создавать одежду, обувь, украшения или аксессуары, рисовать, шить, конструировать, работать над новыми материалами и т.д. Fashion индустрия - это огромная вселенная, система, которая охватывает практически все отрасли. Поэтому с самого начала определитесь с тем, что именно вы хотите делать. Это важно еще и потому, что желание будет двигать вами и мотивировать вас на достижения.
Итак, давайте разберем основные предпринимательские направления в модной индустрии, с чего можно начать свой путь:
1. Дизайн студия
2. Ателье по индивидуальному пошиву
3. Оффлайн или онлайн ритейл
4. Швейный цех
5. Собственный бренд
6. Создание текстиля, фурнитуры и других материалов
7. Принт
8. Вышивка
9. Вендорная компания
10. Консалтинг и обучение
Все перечисленные выше направления можно выбрать для работы в сфере fashion. Просто выберите то, к чему больше расположены, в чем считаете у вас больше сильных сторон. Например, если вы сильны в переговорах и нетворкинге, при этом хотите быть в модной индустрии, рассмотрите вариант вендорной компании или можете подумать о карьере частного вендора.
Ниже я подготовил несколько поинтов, на которые стоит обратить внимание, если вы решили заняться модным бизнесом.
№1 Подход "придумал-произвел-продал" не работает
Вы решили основать свой собственный бренд одежды. Многие (если не все) начинают с того, что интересно самим. Помню, ко мне обратились две женщины: «Мы не можем найти для себя классные платья. Чтобы «сидели» по фигуре идеально. То, что подходит, стоит космических денег. И мы решили, что эта ниша свободна. Сколько будет отшить платье?» Такой подход таит в себе большую опасность. А именно, обреченную на провал компанию. Все говорит о том, что исследование и анализ рынка никто из них не делал. Сегодня, когда рынок предлагает такое разнообразие силуэтов, материалов, дизайна и цветовых решений, трудно предложить что-то действительно оригинальное. Следовательно, подход «придумал-произвел-продал» уже не столь эффективный. Как быть? Начать с обратного. Подумайте кому вы хотите продавать! Изучите их привычки, пристрастия, потребности. И уже потом предлагайте именно то, чего хотят люди.
На заметку! Все успешные fashion бренды следуют тактике "продал - произвел". Никто не производит коллекцию, если на нее нет спроса и заказов. Поэтому начните с ответа на вопрос: "Кто будет покупать мой бренд?"
№2 Целевая аудитория превыше всего
Начните с тех людей, которые по вашему мнению нуждаются в вашем бренде. Постарайтесь изучить их привычки, настроение, круг общения, времяпрепровождения, интересы. В модном бизнесе пользуются системой архетипов для уточнения портрета целевого потребителя. Зачем необходимо особое внимание уделять личности целевого потребителя? Затем, чтобы вся маркетинговая стратегия, создание visuals и editorials, цветовая гамма коллекции и силуэты совпадали с желанием целевой аудитории приобрести ваш бренд.
№3 Бюджетирование и финансовый менеджмент
Финансовая сторона является одной из самых (если не самой) важных частей модного бизнеса. Какой бы креативной ни была идея, эффективная финансовая модель, грамотное планирование и контроль станут залогом успеха. Начинающие (и не только) fashion предприниматели закладывают основные деньги на производство, то есть покупка материала и фурнитуры и оплата работы. Продвижение, создание visuals и маркетинговая стратегия остаются на втором плане. Из-за этого нехватка денег на эти статьи приводит к невостребованности бренда и коммерческому провалу. Очень важными аспектами также остаются ценообразование, стратегия продаж и работа с поставщиками.
На заметку! Внесите в бюджет следующие статьи: (1) бюджет на разработку 2-3 коллекций; (2) бюджет на продвижение; (3) бюджет на создание visuals и editorials. В процессе работы старайтесь не выходить за рамки бюджета, даже если очень хочется!
№4 Позиционирование бренда
Бренд менеджмент сейчас стал настолько популярным, что кажется ленивый только ничего не слышал о позиционировании. Здесь наиболее критичным моментом является восприятие вашего бренда целевой аудиторией. Заострите свое внимание на постоянном мониторинге того, каким видят ваш бренд покупатели. Раскрою вам одно секретное оружие в построении модного бренда - символизм. Выстраивайте свой бренд как символ тех ценностей, которые разделяет ваша целевая аудитория.
№5 Бизнес модель
С самого начала стоит определиться как вы будете зарабатывать деньги, какие ключевые партнеры у вас будут, основные расходы и доходы, каналы коммуникаций и продаж. Я рекомендую использовать макет бизнес модели. Заполнить данную таблицу следует исходя из своей идеи.
№6 Креативность
У каждого бизнеса есть свои особенности. В модном бизнесе креативность является той переменной, которая может либо "вытянуть" весь проект либо стать камнем преткновения. Творческий подход дизайнера может стать бедой в том случае, если творческий процесс не имеет границ. Я не согласен с тем, что в fashion все зависит от креатива дизайнера. Конечно, дизайнер играет значительную роль, но в команде с мерчендайзером (не путать с visual мерчендайзингом) или продакт менеджером. Тем человеком, который отвечает за процесс материализации дизайна. Именно мерчендайзер/продакт менеджер следит за тем, чтобы не было перерасхода бюджета, он же отвечает за производственную и техническую составляющую, логистику, поиск и подбор текстиля, фурнитуры и т.д.
На заметку! Я предлагаю использовать термин "управление креативным процессом". Если вы не будете контролировать творческий процесс, то ждать коммерческий успех придется долго. Есть три основных момента в управлении креативным процессом: (1) ограничить креатив и поставить четкие задачи; (2) контролировать бюджет; (3) учитывать данные маркетинга.
№7 Команда
Один в поле не воин. И это правда, особенно в модном бизнесе. Дизайнер, модельер-конструктор, продакт менеджер, менеджер по продажам, маркетолог, PR менеджер, бухгалтер, байер. Другие специалисты могут быть и на аутсорсе.
Все эти семь пунктов одинаково важны. Многие допускают одну грубейшую ошибку: все внимание уделяют творческой составляющей, недооценивая классические бизнес инструменты. Появились вопросы? Пишите, в следующих постах буду отвечать на часто задаваемые. Всем успехов!)