Она не походила на фею, эта немолодая, по-деревенски одетая женщина. Ее товар лежал на бетонном блоке у выхода из метро: какие-то грязные пакеты с корешками и криво подписанными бумажками.
Надо сказать, что возле метро с рук можно купить интересные растения. Там я купила настоящие жарки (купальницу азиатскую), баранчики (примулу лекарственную), медуницу и еще много всего хорошего, любимого и неприхотливого. И в этот раз подошла полюбопытствовать.
"Что вы ищете?"
"Да просто смотрю, что у вас есть."
"Моя сестра работала на уссурийской опытной станции, они скрещивали садовые растения с местными. В девяностые годы станция закрылась, но сестра сумела сберечь некоторые сорта у себя на огороде. Вот мы их разводим и продаем понемножку."
Как услышу слова "уссурийский", "гималайский", сразу теряю голову. Почему-то мне кажется, что в тех краях растут исключительно ботанические чудеса.
Итак, ключевое слово прозвучало. Я сделалась зомби.
Теткины корешки были подозрительно знакомыми. Перекапывая осенью огород, я много таких выбросила. Но великая и могучая вторая сигнальная система! Сказано же: "Уссурийские". Не верь глазам своим.
Надо сказать, здравый смысл еще немного сопротивлялся. Я легко определяла видовую принадлежность растений.
"Вот этот одуванчик, - спросила я, - поднимая толстый одуванчиковый корень, поврежденная верхушка которого дала щетку ростков, - это что такое?"
"Это не одуванчик! - возмутилась продавщица. - Это почвопокровный мак. Будет зеленый коврик, через него сорняки не пробьются, и много-много маленьких маковых цветочков. Цветет все лето."
Да, бывают такие растения, которые цветут все лето. Рогатая фиалка, например. Сорняки, говорит, не пробьются. Хорошо бы иметь такой почвопокровник. Мало ли, что похож на одуванчик! У мака вон тоже зубчатые листочки... В конце концов, что я теряю, кроме ста пятидесяти рублей. Приобрету же садовое чудо! А, ладно! Беру.
"А вот это марьин корень. Не хотите ли? Он лекарственный!"
Хочу ли я марьин корень! Да я давным-давно его хочу, с тех пор как увидела фотографию в интернете. Но никак не получается купить это знаменитое растение.
Странно только, что у него стержневой корень. С другой стороны, когда я пересаживала видовой пиончик, у того корень тоже нетипично уходил вниз. Может быть, это как раз видовой признак... И стоит недорого. всего триста рублей. В садовых центрах раза в три дороже выйдет. Ну, что я теряю! Рискнем!
"А это что за тысячелистник?"
"Что вы, какой же это тысячелистник! Это хемеропсис. Такой папоротник."
Боже мой, папоротник! Да еще необычный! Я знаю, куда его посадить! Ну и что, что он похож на тысячелистник! На папоротник тоже похож! Он прекрасно будет смотреться возле туи! Что я теряю (и так далее).
В общем, еще я купила георгины, которые не надо выкапывать на зиму (вероятно, неграмотная женщина называет какой-то другой цветок георгином - решила я, и наверное, этот цветок очень красив), некий пион Пржевальского и еще не помню что, но очень похожее на хорошо отъевшийся полынный корень
Я уходила совершенно счастливая. Стоял ноябрь. Земля уже подернулась ледком. Но тетка сказала, что эти растения следует сажать в подмороженную землю. Они же уссурийские!
"Еще бы, поздней осенью труднее определить отчего этот корешок," - съязвил здравый смысл, но тут же был задавлен нездравым.
Я специально поехала в омерзительную погоду на дачу, и зарыла
корешки, разбивая лопатой заледеневшую землю и чувствуя, что своими руками сажаю сорняки, но, как живые корни под снегом, в душе теплилось волшебное "а вдруг!".
Наступила весна.
У меня выросли одуванчик, конский щавель (три штуки), полынь и тысячелистник.
Но я не жалею потраченных денег. Ведь я всю зиму и часть весны я владела самыми чудесными цветами, о которых можно только мечтать.
Кроме того, у меня появилась история про ловкую пройдоху-тетку. Ведь это же надо додуматься: торговать россказнями в чистом виде (поскольку корни сорняков нельзя считать товаром). Настоящая Шехерезада Степановна!
В конце концов, эта тетка продавала счастье. Пусть недолговечное, зато недорого!