Объявление Техаса об выходе из Союза в начале 1861 года застало врасплох федеральных военных чиновников. Хотя солдаты нескольких гарнизонов направились в безопасное место в Нью-Мексико, на Индейскую территорию и Канзас, или были эвакуированы из прибрежных портов, почти четыреста военнослужащих с постов к западу от Сан-Антонио были вынуждены сдаться властям штата. Войска Техаса или Конфедерации заняли несколько заброшенных постов, особенно на северо-западе Техаса, однако индейцы сожгли и разграбили некоторые другие брошенные форты, такие как, например, Форт Дэвис. В отсутствие федеральных войск некоторые техасцы сами пытались защитить себя, «садясь в осаду» в грубых блокпостах или позициях окруженных стенами.
Гражданская война лишила поселенцев как защиты федералов, так и значительной части внутренних милиционных формирований, поскольку многие техасцы взялись за оружие и пошли на восток, для защиты Южного дела. Граница между белыми поселенцами и индейскими племенами становиться практически беззащитной. Индейцы, пылающие чувством мести, воспользовались ситуацией и попытались вернуть свою бывшую родину и охотничьи угодья.
Вынужденная выполнять слишком много задач конфедеративная кавалерия и то, что осталось от местных ополченцев и рейнджеров, время от времени патрулировали границу и не давали чувствовать своим противникам совсем безнаказанными.
Сразу же после гражданской войны в середине 1865 года чины из Военного министерства были более заинтересованы в восстановлении федеральной власти в Техасе, чем в восстановлении присутствия армии на малонаселенных границах штата. «Техас еще не пострадал от войны и потребует некоторого запугивания», - заявил генерал-майор Филипп Шеридан, военный командующий Техаса и Луизианы. Но по мере того, как сообщения о падениях, приписываемых индейцам, усиливались, в 1866-67 гг. Синие мундиры" начали свой марш на запад. Армия снова заняла Форт Блисс, Кларк, Дэвис, Макинтош, Рингголд и Стоктон,
Кроме того, федералы ненадолго вернулись в Ланкастер, Белкнап, Мартин Скотт, Мейсон, Инге, Чедборн, Хадсон и Верде. После, на смену им пришли новые посты, дальше на запад и север - форты Ричардсон, Кончо, Эллиотт и Гриффин. Многие гарнизоны также поддерживали промежуточные посты, чтобы помочь им патрулировать длинные, редко заселенные пространства западного Техаса. Иногда такие промежуточные посты переживали свои материнские базы, как например, лагерь Пена Колорадо и в форт Хэнкок продолжили свое существование после оставления гарнизоном основной базы в Форт-Дэвис.
Пограничные форты служили базами, с которых производилась разведка, погони, крупномасштабные наступления, эскорт или охрана транспорта. Перед гражданской войной наиболее типичными были бои, являющиеся результатом успешного преследования индейцев, обнаруженных при простом патрулировании. Однако, после войны методы разведки поменялись, теперь бои происходили при обнаружения индейцев, в результате монотонной и методичной разведки, часто используемых противником водопоев, троп и путей.
Большинство успешных крупномасштабных экспедиций, в которых участвовало до нескольких рот, и были связаны с продолжительными сроками проведения и пройденным расстоянием, также произошли после 1865 года. На боевые действия при охране почты, дилижансов и строительных бригад приходилось менее 10 процентов всех сражений. Подавляющее большинство боев были короткими и сильно разрозненными стычками, в которых участвовало около трех десятков бойцов с каждой стороны. Во время этих столкновений было потеряно 64 солдата убитыми и 116 ранеными; армия сообщила, что 424 индейца убиты, 112 ранены и 267 взяты в плен.
Оценить истинную боевую эффективность пограничных фортов в Техасе достаточно сложно. Как отметил историк Роберт Атли, многие офицеры рассматривали войны против индейцев как «мимолетное беспокойство», не достойное времени или энергии, которые потребовались бы для разработки тактики или стратегии, подходящей для таких конфликтов. Офицеры, успешно сражавшиеся с индейцами разрабатывали свои приемы войны путем личного наблюдения, методом проб и ошибок, из уст в уста или посредством индивидуальной изобретательности, а не посредством признанной военной доктрины.
Подавляющее большинство разведывательных рейдов, погонь и масштабных кампаний не обнаруживало индейцев. Указывая на бесполезность таких усилий, техасцы часто обвиняют федеральное правительство в том, что оно никогда не выделяло достаточных ресурсов для защиты штата. Хотя такие заявления часто делали политики в популистских целях, в действительности же Техас не был обделен вниманием военного министерства; например, в 1856 году в Техасе базировалось двадцать пять процентов войск от количества всей армии. Более показательным, хотя и менее политически популярным, был аргумент, что армия попросту слишком мала, чтобы выполнять все ожидаемые от нее обязанности. В дополнение к борьбе с индейцами, солдаты гарнизонов обороняли береговые укрепления, оказывали помощь гражданскому населению в периоды кризисных ситуаций, помогали поддерживать внутренний порядок, патрулировали национальные парки, проводили изыскательские работы и занимались строительством. Хроническая нехватка кавалерии также усугубляла трудности армии.
Несмотря на эти недостатки, пограничные форты оказали огромное влияние на историю Техаса. Как воскликнул однажды один наблюдатель, армейские форты были «оазисом в пустыне» для многих утомленных путешественников. Форты также обеспечили огромные экономические инвестиции. С 1849 по 1900 год в Техасе на содержание армии было выделено около 70 миллионов долларов, что почти в чем в два раза превышало стоимость всей оцененной собственности в штате на момент его аннексии. А с армией часто приходили школы, церкви, дороги и геодезисты.
Предлагая рабочие места, доход и хоть немного американской культуры, форты армии часто служили центром образования постоянного гражданского поселения, в результате чего появились такие новые города, как Сан-Анджело, Гейтсвилл, Форт-Дэвис, Форт-Стоктон и Форт-Уэрт. Их присутствие также увеличило шансы на процветания уже существующих городов, таких как Сан-Антонио (обычно это было место дислокации штаб-квартиры военного департамента), Игл Пасс, Браунсвилл и Эль-Пасо. Как однажды сказал легендарный техасский историк: «Ни одна история о техасском наследии не может быть полной, если не рассказать о той роли, которую техасские форты сыграли в создании этого наследия».
Конец.
Первая часть статьи