Конструкторское бюро имени Яковлева — одно из крупнейших российских авиаконструкторов, отвечавшее за разработку более 200 типов и модификаций самолетов — от мощных истребителей Второй мировой войны до эффективных учебных машин.
Як-3
Як-3 был одним из лучших боевых самолетов во время Второй мировой войны не только в СССР, но и во всем мире. Разработчики сделали его максимально легким, одновременно значительно увеличив огневую мощь и скорость.
Надежный и простой в обслуживании Як-3 пользовался популярностью у пилотов. Французские летчики из Нормандско-Неманского воздушного полка, воевавшие в СССР против нацистов, предпочли эти самолеты любым другим, даже британским и американским, которые Советы получили через ленд-лиз.
Як-9
Появление Як-9 в 1942 году означало конец господства Люфтваффе в небе. В общей сложности было выпущено свыше 16 тыс. единиц самолетов, что сделало его крупнейшим советским серийным истребителем Второй мировой войны.
За время боевых действий он подвергся 22 модификациям, 15 из которых были запущены в серийное производство. Самолет пользовался популярностью не только у советских ВВС, но и у союзников. Некоторое время Як-9 был личным истребителем Джеймса Эрика Сторрара, командира 234-й эскадрильи британских ВВС.
Як-40
Разработанный в начале 1960-х годов Як-40 стал первым в мире турбореактивным авиалайнером для местных перевозчиков. Самолет имел простую, но надежную конструкцию.
Он мог взлететь, даже если один из его 3-х двигателей был сломан и находился в воздухе лишь с одним работающим мотором. Аварии, которые случались с лайнером, по большей части были вызваны не техническими сбоями, а человеческими ошибками.
Як-141
Як-141 представлял собой многообещающий сверхзвуковой истребитель вертикального взлета/посадки (ВТОЛ), который должен был стать основной машиной для ударных групп советских авианосцев.
В техническом плане Як-141 превзошел своих предшественников (Як-36 и Як-38), а также свои зарубежные аналоги (Harrier, Dassault Mirage IIIV) и принял участие в борьбе за то, чтобы стать лучшим военно-морским самолетом.
Но история оказалась слишком сильным противником для советской машины. Распад СССР и последующее прекращение финансирования положили конец проекту. У истребителя было 4 прототипа, но он так и не поступил в серийное производство.
Як-130
Як-130 — главный российский реактивный учебный самолет, который позволяет военным пилотам оттачивать взлёт, посадку, навигацию и сложные навыки маневрирования.
Он имеет уникальную особенность, имитирующую летные характеристики ряда истребителей, включая F-16 и китайско-пакистанскую JF-17.
В боевых ситуациях Як-130 легко превращается в легкий ударный самолет, способный атаковать наземные цели, а также вертолеты и беспилотники.
Совместный проект ОКБ им. Яковлева и итальянской компании Aermacchi — Як-130 — это первый самолет, который был спроектирован и изготовлен с нуля в России после распада СССР в 1991 году.