В северной части республики Коми более тысячи рек. Это и полноводные гиганты, как Печора, и вовсе безымянные ручьи и протоки. Илыч (местные делают ударение на первом слоге) в этом ряду ровный середняк. Но по визуальным свойствам, это одна из самых красивых рек, которые мы вообще встречали.
Река берет начало в уральских увалах и много километров течет по абсолютно безлюдным чащам Печоро-Илычского заповедника. Вместе с нацпарком Югыд Ва, чащи заповедной зоны составляют самые большие девственные леса Европы, уступающие в размерах лишь непроходимым зарослями Амазонии. Даже наши лодочники, бывалые печорские ребята, никогда не ходили так далеко вглубь этой непролазной чащобы.
Их острогрудые лодки сделаны по подобию ненецких обласов, которым не страшны обширные илычские отмели. Когда-то здесь проходил большой меховой путь, из Западной Сибири, к Великому Новгороду, но теперь река обезлюдела. Два лесника на кордонах и всего одна казанка рыбинспектора - вот и все, кого мы встретили за три дня похода.
Темные воды кажутся спокойными и благонравными, но во времена паводков река приходит в неистовство, ломая скалы и вырывая и пригибая к земле вековые ели и пихты.
Один из притоков Илыча берет начало на великом плато Маньпупунёр, с его знаменитыми выветренными столбами. Туда мы, по почти мистическим причинам, не попали, но во время речной экспедиции оказались у другого чуда каменного природного зодчества.
Лёкиз, плохая гора. Или Илычские идолы. Это природный феномен. Горизонтальные пласты земли, мелкокристаллические известняки,поставленные тектоникой «на попа». Высота этих необычных скал не больше ста метров, и вид у них самый что ни на есть мрачный. Охотники-коми, как и положено, называли гору обиталищем злых духов. Ещё пара легенд традиционно рассказывает, что с этих скал, в воду Илыча, бросали прекрасных дев. Впрочем, так обычно происходит с любым фигурным каменным кряжем, и не только у нас.
Атмосфера вокруг - прямо скажем, несколько напряженная. И комары, от которых в этих местах и без того житья нет, возле Лёкиз и вовсе сатанеют. Если присматриваться к скале "в профиль" - отчетливо видны грубые черты каких-то неведомых каменных исполинов. От серого камня веет холодом, хотя когда вокруг - уверенное теплое лето.
Сразу захотелось поскорее убраться! Это было самое первое, спонтанное желание, появившееся у всех без видимых причин. И только отогнав навязчивый мистический страх парой глотков из карманной фляги, мы достаточно освоились, чтобы изучить пещеры и гроты этого удивительного природного монолита.
Десятки тысяч лет борьбы с неистовой рекой и агрессивной холодной средой сделали каменные изваяния ещё более грозными и выразительными, выделяя Лёкиз из тысяч прочих уральских скал. А Илыч, после экспедиции, навсегда вошёл в наш личный топ самых красивых речек.