Многие компании сейчас стали задумываться о разработке собственных учебных курсов (тренингов, мастер-классов, семинаров – далее курс) для обучения сотрудников. В статье я описал по шагам процесс составления содержания курса.
Предмет, цель, наработанный опыт
Шаг 1. Определение предмета курса
Именно анализ потребностей (проблем) бизнеса должен определять сущность предмета курса, а не принцип «буду рассказывать то, что лучше всего знаю». При этом содержание кусра должно быть ориентировано на определённый состав участников, который представляет собою «целевую» аудиторию, то есть ту, которая нуждается в проведении мероприятия.
Шаг 2. Описание цели курса
Цель курса должна быть тесно связана с насущными потребностями бизнеса и соответствовать его требованиям. Следует описать «виртуальную сертификацию: что люди будут знать и что смогут делать по окончании занятий. Затем следует верифицировать заявленные требования бизнеса и виртуальный сертификат. Если мероприятие решает лишь некоторую часть более обширной проблемы, надо конкретизировать какая это именно часть проблемы и какова её роль. Чёткое определение цели курса необходимо для оценки его эффективности в дальнейшем.
Шаг 3. Получение экспертных знаний
Если Вы не являетесь экспертом в области бизнеса, которой посвящено мероприятие, вам следует привлечь экспертов и ознакомится с результатами их наработок в этой области.
Для кого, о чём, структура
Шаг 4. Описание Архетипа учащегося
Описание участников курса должно включать требования к уровню знаний и навыков необходимому для восприятия содержания. Если мероприятие проводится в компании с «заданным» составом участников, необходимо выработать соответствующие подходы к изложению материала.
Шаг 5. Формирование содержания курса
Содержание заполняет брешь между существующим уровнем подготовки обучающихся и тем уровнем, которого они должны достичь после приобретения «учебного» опыта. Термин учебный употреблен в рассуждении того, что участие в курсе одномоментно не даст необходимых «поведенческих» изменений, но поможет осознать какие изменения необходимы для решения проблем и обеспечит практическое применение новых навыков под наблюдением или по методике обучения.
Фигурально говоря, следует «взять» желаемые» знания и навыки (описанные в виде целей курса) и вычесть из них уже имеющиеся у учащихся знания и навыки (представленные в описании обучающихся). Эта задача решается с помощью техники, называемой «ментальное картирование» по методике, описанной в книге Бьюзена Тони “Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления”. «Ментальные карты» известны также как «паукограммы» или «пузырчатые диаграммы» (Рис.1).
Шаг 6. Структурирование содержания
На этом этапе вы определяете структуру мастер-класса (обучающего семинара) и время, отводимое на него.
*(звёздочка) означает, что есть ещё большее дробление темы.
Рис.1 Использование «ментальных карт» для определения содержания
В основу структурирования Майкл Уиллс предлагает положить парадигму:
- Скажите, о чем будет идти речь.
- Расскажите это.
- Объясните то, что вы рассказали.
Барбара Минто в своей замечательной книге “Принцип пирамиды Минто” предлагает парадигму:
- Ситуация.
- Развитие ситуации.
- Вопрос и/или Решение.
Модули содержания, как и всё в целом должны формироваться так, чтобы из одной темы логически следовала другая, при этом темы и подтемы не обязательно должны быть модулями изложения, но должны быть логически связаны.
Логический переход происходит:
- от простого к сложному,
- от общего к частному,
- от известного к неизвестному.
Временные рамки, валидация, формат
Шаг 7. Определение временных рамок курса
Если временные рамки вас ограничивают и вынуждены сокращаться следует менять методологию, подачи, материала, делать её более эффективной. В пограничной ситуации работает парадигма «сообщение о трёх вещах, без которых слушатель не проживет этот день успешно (с пользой)».
Шаг 8. Определение показателей валидности курса
Показатель достижения цели, определяющий уровень валидности мероприятия, рассматривается в ракурсе формирования у обучаемого умения использовать на практике знания и навыки, «заявленные», в качестве результата обучения (тренинга)
Следует задать необходимые формулировки, критерии и способы тестирования (косвенного измерения) как понимания, так и усвоения курса.
Шаг 9. Формат курса
Одним из методов определения наилучшего формата подачи материала (технологии) является составление карты курса: отображение его структуры по разделам и классификация потенциальных слушателей по типам по Юнгу:
- Мыслительный.
- Чувствующий.
- Ощущающий.
- Интуитивный.
В книге Майка Уиллса «Корпоративный тренинг» соответственно этим типам заданы категории обучаемых и таблицы выбора оптимального метода обучения соответственно категориям:
- Логические люди.
- «Люди людей».
- Люди, ориентированные на задачи.
- Интуитивные люди/предприниматели.
В результате описанной подготовки «естественным» путём формируется план и концепт пилотного курса обучения.