Можно ли добиться счастья обманом, заключить брак по расчету, упасть на дно и подняться к новым высотам? Да, если дело происходит в кино. Фильм «Москва слезам не верит» это история о том, как настоящая любовь – к мужчине, ребенку, друзьям, своему городу – позволяет преодолеть любые препятствия.
Судьбоносный будильник
В кино нередки фильмы-однодневки – посмотреть под поп-корн, а через месяц забыть, что видел. Куда меньше картин держится в ротации месяцами или годами. И лишь немногие ленты остаются в зале славы кинематографа. «Москва слезам не верит» - одна из них. Трогательная, подчас наивная, временами жестокая история трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу, их мужей, возлюбленных, детей и друзей уже без малого 40 лет не оставляет зрителей равнодушными. …А ведь фильма могло и вообще не быть.
История создания картины «Москва слезам не верит» выглядит как череда нелепых случайностей, кинематографический анекдот.
Валентин Черных, признанный мастер производственного романа, написал сценарий за 19 дней, чтобы успеть подать заявку на конкурс сценариев о Москве. Будущий фильм назывался «Дважды солгавшая», главных героинь автор написал со своих теток, а к образу Людмилы добавил черты домработницы друзей, тоже любившей притвориться москвичкой.
Фабула сценария выглядела просто и актуально. Три подруги мечтают покорить столицу. Одна из них, Антонина, выходит замуж за простого работягу и обретает незамысловатое счастье. Другая, Людмила, ради выгодного брака притворяется профессорской дочкой и подбивает третью, Катерину, ей подыграть. На приеме в чужой квартире Катерина встречает ловеласа Рудольфа, впоследствии беременеет от него и становится матерью-одиночкой. Но трудности не ломают женщину, она делает карьеру, становится руководящим работником, растит дочь Александру. И однажды встречает в электричке интеллигентного слесаря Гошу, который влюбляется в Катерину с первого взгляда… Сценарий занял 3е место на конкурсе, но интереса к себе не привлек. И прежде, чем Владимир Меньшов, обратил на него внимание, пару лет пролежал на полке.
Сам Меньшов как режиссер имел в активе лишь удачный дебют – детский фильм «Розыгрыш». Громкий успех, Государственная премия РСФСР – и пауза. Режиссер искал верную ставку. Производственный роман с элементами мелодрамы сперва показался Меньшову скучным. Но цепкий взгляд режиссера привлекла забавная деталь – будильник. Катерина заводит часы и просыпается через 20 лет. «Эврика!» подумал Меньшов, в советском кино подобных приемов он еще не встречал. Сценарий был взят в работу, перекроен, переписан и доведен до ума. Но проблемы картины лишь начинались.
Галерея киноактеров
«Скучно» - под таким предлогом многие известные актеры отказывались от ролей в будущем фильме. Заурядная мелодрама казалась им слишком мелкой. Вертинская отвергла роль Людмилы, Терехова - Катерины, Галина Польских – Антонины. Ловелас Рудольф тоже доставил проблемы – играть его никто не хотел. «Володя Ивашов меня просто поразил своим контраргументом, - рассказывал Меньшов в одном из интервью. - Он сказал: «Как это я буду играть подлеца, бросившего женщину с ребенком!»
Благородного Гошу Меньшов мечтал воплотить сам – персонаж представлялся ему идеалом мужчины – но худсовет не утвердил кандидатуру. Зато стареющий Баталов подошел идеально и с благодарностью принял хорошую роль.
«Под Баталова» стали подбирать главную героиню – и оказалось, что Вера Алентова, супруга Меньшова, прекрасно смотрится и хорошо сыгрывается с актером. На Антонину утвердили простоватую Раису Рязанову, на Людмилу искрометную Ирину Муравьеву. Актеров второго плана тоже тщательно отбирали – любовника Катерины играл Олег Табаков, потенциального ухажера девушек Владимир Басов, директора клуба Лия Ахеджакова, вахтершу в общежитии Зоя Федорова.
Музыку к фильму написал знаменитый композитор и автор-исполнитель Сергей Никитин, тексты песен заказали замечательным бардам Сухареву, Визбору и Левитанскому.
На роль Александры Меньшов пригласил юную Наталью Вавилову, которая двумя годами раньше блестяще сыграла в «Розыгрыше». Родители девушки наотрез запретили ей продолжать кинокарьеру и даже подходить к телефону, когда звонит режиссер. Пришлось привлечь к переговорам Баталова, звезду первой величины и любимца публики. Ему Вавиловы-старшие отказать не смогли.
Съемочная площадка
Съемки фильма шли не слишком легко. Во-первых у актерского состава стояла задача победить… собственный возраст. Ведущим актрисам было хорошо за 30, но в первой серии им пришлось играть 18летних девочек. А 50летний Баталов изображал 40летнего героя, способного и даму очаровать и с наглецами подраться.
Во-вторых цензура свирепствовала – вырезали токаря (отца Рудольфа), убрали сцену с пьяным хоккеистом Гуриным и нетрезвого Гошу в плаще на голое тело. И тем не менее «Москва слезам не верит» стала одной из самых эротических картин в советском кино. 3 постельные сцены, 4 «обнаженки», адюльтер и соблазн. В изначальном сценарии так и предполагалось:
Людмила лежала на кровати, задрав на её спинку редкостные по красоте ноги... Она лежала, накинув на себя одну простыню, и под простынёй угадывался чуть выпуклый живот и очень выпуклая грудь, плечи и ноги угадывать было не надо.
Меньшов же каким-то чудом протащил эротику на экран. У актрис перспектива сниматься топлесс восторга не вызвала, но им пришлось смириться. Больше всего возмущалась Муравьева:
Мы под душем должны были стирать белье и раздеться до пояса. Я кричала, что не буду делать этого. Уже Вера и Рая стояли и ждали меня. Я стирала – вот так, сжав руки у груди. Меньшов говорил мне: «Опусти руки!»
Но зрители полюбили картину «Москва слезам не верит» отнюдь не за «клубничку». Тематика фильма вызвала живой отклик в сердцах людей – проблемы любви и обмана, судьбы провинциалов в столице волновали многих. Гоша в исполнении Баталова получился настолько интеллигентным и по-хорошему мужественным, что на его грубость, граничащую с хамством, не хочется обращать внимания. Суетливая, глупо расчетливая Людмила, простая и честная Антонина и по-женски несчастная Катерина выглядели подругами, соседками или родственницами – как им не посочувствовать?
Любовная, бережная операторская работа помогла воссоздать облик и быт Москвы 50х и точно передать Москву 70х. Вместе с героями зрители прогуливаются по улицам, отдыхают в профессорской квартире, корпят над книгами в «Ленинке», едут в электричке, мчатся в «Жигулях» по Садовому кольцу. И порой кажется, что именно материнская любовь Москвы уберегла героев от многих бедствий.
Оскар и другие
Премьера фильма состоялась в заводском клубе поселка Майданово – на заводе снималась часть сцен. Первые зрители приняли «Москву» с энтузиазмом. Кинокритики придерживались другого мнения. На фильм посыпались упреки в мещанстве, пошлости, неправдоподобности, пропаганде «истории Золушки», сказки, совершенно не нужной простому советскому человеку.
Злые языки остановил лишь Брежнев – Леониду Ильичу страшно понравился фильм. Начался феноменальный успех картины. В советском прокате 1980 года «Москва слезам не верит» заняла 2 место, уступив лишь «Пиратам XX века». Песни из фильма звучали буквально из всех окон, цитаты из фильма моментально пошли в народ. «Глухо, как в танке», «Вечер перестает быть томным», «Не учи меня жить, лучше помоги материально» - так говорят до сих пор.
Государство тоже отметило успех фильма. В 1980м году Госпремии СССР получили Владимир Меньшов, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова и Алексей Баталов. В том же году Вера Алентова стала самой популярной актрисой СССР по версии журнала «Экран».
На этом поток благ не закончился. Меньшову с Алентовой выделили роскошную трехкомнатную квартиру в Москве. В 1980м фильм выдвинули на германскую премию «Золотой медведь». А 1 апреля 1981 года Меньшову позвонили из США: поздравляем, вы получили «Оскар» за лучший иностранный фильм года. Режиссер сперва счел звонок розыгрышем, но в итоге поверил. Впрочем, за границу за заветной статуэткой его так и не выпустили – слишком многие в те годы пользовались любой возможностью получить политическое убежище. Поэтому золотого «Оскара» Меньшов получил в собственные руки лишь через 8 лет. До «Москвы» из российских кинолент такой чести удостаивались лишь «Война и Мир» и «Дерсу Узала».
…Прошло почти 40 лет с момента премьеры фильма. Изменилась Москва – транспорт, правила дорожного движения, здания, улицы и станции метро. Больше нет необходимости выдавать себя за профессорскую дочку, чтобы хорошо выйти замуж. Больше никто не курит в публичных местах и банкой с крабами никого особо не удивишь. И все же картина не потеряла ни актуальности, ни популярности у зрителей. Москва не верит слезам, как поется в песне, но верит любви. Пересмотрите фильм – и полюбите его заново!