Найти в Дзене
Москва. Детали

25 дореволюционных и советских вывесок, табличек и панно, которые еще можно увидеть в Москве (с адресами)

При желании в Москве можно найти сотни малозаметных следов ее истории. Вывески, надписи на стенах и совсем уж необычные вещи, типа прибора пожарной сигнализации почти столетней давности. Здесь собрана лишь пара десятков таких приятных исторических артефактов — и эти находки могут рассказать об истории города намного больше, чем толстые учебники по москвоведению. Приятного просмотра.

P. S. Некоторые снимки из этой подборки были сделаны автором несколько лет назад, поэтому не факт, что все эти приметы прошлого сохранились до сегодняшнего дня. Да, и описывается здесь не 25 сохранившихся деталей, а немного больше — все для вас, дорогие читатели.

У «Москвы. Детали» также есть аккаунты в фейсбуке, инстаграме и телеграме. Подписывайтесь, там публикации выходят чаще.

Изящная, «именная» табличка хозяина квартиры — приятная, уже редко встречаемая вещь. В доме 1903 года постройки, в Хохловском переулке.
Изящная, «именная» табличка хозяина квартиры — приятная, уже редко встречаемая вещь. В доме 1903 года постройки, в Хохловском переулке.
И еще в этом же здании. Дом находится в Хохловском переулке, прямо у церкви Святого князя Владимира в Старых Садех. Здание, кстати, построено на основе строения 17 века и построек 19 века. Его автор — архитектор Борис Шнауберт, который жил долгое время со своей семьей в этом доме, говорят, что и сейчас там живут его потомки, а панно с этими кувшинками находится как раз над (бывшей?) квартирой семьи Шнаубертов.
И еще в этом же здании. Дом находится в Хохловском переулке, прямо у церкви Святого князя Владимира в Старых Садех. Здание, кстати, построено на основе строения 17 века и построек 19 века. Его автор — архитектор Борис Шнауберт, который жил долгое время со своей семьей в этом доме, говорят, что и сейчас там живут его потомки, а панно с этими кувшинками находится как раз над (бывшей?) квартирой семьи Шнаубертов.

Это старый знак общества «моржей», нанесённый на маленький домик на набережной в Филёвском парке, где уже очень долгое время собираются и купаются московские «моржи». Все красиво: домик для переодевания, простые уличные тренажёры, миниатюрное место для «посидеть» — в общем, прекрасный настоящий старомосковский клуб по интересам. Возраст этой эмблемы установить сложно, но у человека, который и показал это место, здесь «моржевал» дедушка ещё в 60-е годы.
Это старый знак общества «моржей», нанесённый на маленький домик на набережной в Филёвском парке, где уже очень долгое время собираются и купаются московские «моржи». Все красиво: домик для переодевания, простые уличные тренажёры, миниатюрное место для «посидеть» — в общем, прекрасный настоящий старомосковский клуб по интересам. Возраст этой эмблемы установить сложно, но у человека, который и показал это место, здесь «моржевал» дедушка ещё в 60-е годы.
Наглядное и изящное упоминание о годе постройки дома в Кожевнической слободе (запись о существовании которой встречается уже в середине 16-го века). Ныне это улица Кожевническая, дом 13/1, в 5 мин. ходьбы от Павелецкого вокзала.
Наглядное и изящное упоминание о годе постройки дома в Кожевнической слободе (запись о существовании которой встречается уже в середине 16-го века). Ныне это улица Кожевническая, дом 13/1, в 5 мин. ходьбы от Павелецкого вокзала.
Это здания красиво заброшенного завода «Аремкуз» в 1-м Кожевническом переулке. А на фото —видимо, офис нынешнего Министерства культуры РФ.
Это здания красиво заброшенного завода «Аремкуз» в 1-м Кожевническом переулке. А на фото —видимо, офис нынешнего Министерства культуры РФ.
Этот очень интересный дом по улице Маршала Василевского, во дворе которого и стоит эта статуя, когда-то являлся частью военного городка Покровское-Стрешнево. И здесь же был небольшой стадион. В 1940 году появились три статуи — в том числе и эта, так что трусы и «граната» в руке — это нормально; спортсмен это, а в руках у него эстафета. Очередная интересная деталь, вырванная временем из контекста своего исторического предназначения.
Этот очень интересный дом по улице Маршала Василевского, во дворе которого и стоит эта статуя, когда-то являлся частью военного городка Покровское-Стрешнево. И здесь же был небольшой стадион. В 1940 году появились три статуи — в том числе и эта, так что трусы и «граната» в руке — это нормально; спортсмен это, а в руках у него эстафета. Очередная интересная деталь, вырванная временем из контекста своего исторического предназначения.
Очень интересная система нумерации квартир (12, 12, 14) на дореволюционной табличке одного из красивейших зданий Москвы — одного из двух доходных домов страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, построенных в 1899-1902 годах.
Очень интересная система нумерации квартир (12, 12, 14) на дореволюционной табличке одного из красивейших зданий Москвы — одного из двух доходных домов страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, построенных в 1899-1902 годах.
«Городки» и «Банки». Если для последней игры достаточно было найти пустое место во дворе, то для более официозной что ли игры в «Городки» строили специальные площадки. Одна из них, в заброшенном состоянии, сохранилась прямо за культовым зданием «Горбушки». Будка для судьи, ограждения, спасающие от летающих бит и таблички с изображениями основных фигур («Стрела», «Колодец»).
«Городки» и «Банки». Если для последней игры достаточно было найти пустое место во дворе, то для более официозной что ли игры в «Городки» строили специальные площадки. Одна из них, в заброшенном состоянии, сохранилась прямо за культовым зданием «Горбушки». Будка для судьи, ограждения, спасающие от летающих бит и таблички с изображениями основных фигур («Стрела», «Колодец»).

Призрак самого доброго магазина свете — советской булочной — в доме в самом начале Кожевнической улицы.
Призрак самого доброго магазина свете — советской булочной — в доме в самом начале Кожевнической улицы.
На 2-й Рощинской улице стоит заброшенное здание 1952 года постройки, на его фасаде и с торца — две старых вывески  «Ателье», исполненные различными шрифтами, а в окнах бывшего пошивочного заведения сохранились плакаты с изящными силуэтами моды 80-х.
На 2-й Рощинской улице стоит заброшенное здание 1952 года постройки, на его фасаде и с торца — две старых вывески «Ателье», исполненные различными шрифтами, а в окнах бывшего пошивочного заведения сохранились плакаты с изящными силуэтами моды 80-х.
Часть вывески, надпись на которой гласит следующее: «Родильный дом имени Клары Цеткин». Это здание мало кто знает, кроме коренных жителей Таганки, многие из которых здесь и родились. Просто оно стоит в одном из самых тихих переулков района, если не всей Москвы — Шелапутинском, но, как и многие постройки в этом городе, имеет гигантскую и невероятную историю.  Богадельня, построенная в 1891-м году одним из членов знаменитой семьи Морозовых, после революции здесь открывают родильный дом имени Клары Цеткин, во время войны часть помещений была отдана под госпиталь, а в 1945 году роддом посетила Клементина Черчилль, жена Уинстона Черчилля — она приезжала в послевоенный СССР с благотворительной целью и оставила свою запись в книге почетных гостей. 
Роддом закрыли в самом конце 80-х из-за грибка в его сводах, с тех пор этот большой комплекс старинных зданий, стоящих на крутом склоне Яузы, постепенно разрушается. Примерно раз в 5 лет кто-то берется за его реконструкцию, но посчитав, сколько сюда нужно инвестировать, выходит из проекта. Сейчас эта вывеска скрыта за пластиковым фальшфасадом, который целиком закрывает все многострадальное здание.
Часть вывески, надпись на которой гласит следующее: «Родильный дом имени Клары Цеткин». Это здание мало кто знает, кроме коренных жителей Таганки, многие из которых здесь и родились. Просто оно стоит в одном из самых тихих переулков района, если не всей Москвы — Шелапутинском, но, как и многие постройки в этом городе, имеет гигантскую и невероятную историю. Богадельня, построенная в 1891-м году одним из членов знаменитой семьи Морозовых, после революции здесь открывают родильный дом имени Клары Цеткин, во время войны часть помещений была отдана под госпиталь, а в 1945 году роддом посетила Клементина Черчилль, жена Уинстона Черчилля — она приезжала в послевоенный СССР с благотворительной целью и оставила свою запись в книге почетных гостей. Роддом закрыли в самом конце 80-х из-за грибка в его сводах, с тех пор этот большой комплекс старинных зданий, стоящих на крутом склоне Яузы, постепенно разрушается. Примерно раз в 5 лет кто-то берется за его реконструкцию, но посчитав, сколько сюда нужно инвестировать, выходит из проекта. Сейчас эта вывеска скрыта за пластиковым фальшфасадом, который целиком закрывает все многострадальное здание.

Читать по теме: 15 странных и прекрасных зданий и объектов на Таганке, которые вы вряд ли видели.

Сохранившийся футшток времен СССР: с его помощью здесь, на одном из причалов Яузы на Полуярославской набережной вычисляли уровень воды в реке.
Сохранившийся футшток времен СССР: с его помощью здесь, на одном из причалов Яузы на Полуярославской набережной вычисляли уровень воды в реке.
Мы привыкли, что с каждым годом исторических деталей в городе становится все меньше и меньше, но вот приятный обратный пример. Силами москвичей из объединения «Реставрация старинных московских вывесок», на Пречистенке, дом 15, Москве возвращена уникальная вывеска булочной периода НЭПа.
Мы привыкли, что с каждым годом исторических деталей в городе становится все меньше и меньше, но вот приятный обратный пример. Силами москвичей из объединения «Реставрация старинных московских вывесок», на Пречистенке, дом 15, Москве возвращена уникальная вывеска булочной периода НЭПа.

Подробнее об этих прекрасных людях, которые тратят свои время и силы на спасение и возвращение москвичам уникальных исторических артефактов.

Сокровища под ногами — плитка-визитка фабрики «Дзевульский и Лянге» на полу здания на пересечении Воронцова поля и Яузского бульвара. Дом был построен в 1911 году, скорее всего тогда же и была уложена эта плитка. «Дзевульский и Лянге» были известными на всю Российскую империю производителями подобной продукции, одна из их фабрик находилась в городе Славянск (сейчас это территория Украины). Такой плиткой-визиткой традиционно украшались полы, оформленные плиткой этой компании — точно так же, например, была оформлена входная группа Бессарабского рынка в Киеве.
Сокровища под ногами — плитка-визитка фабрики «Дзевульский и Лянге» на полу здания на пересечении Воронцова поля и Яузского бульвара. Дом был построен в 1911 году, скорее всего тогда же и была уложена эта плитка. «Дзевульский и Лянге» были известными на всю Российскую империю производителями подобной продукции, одна из их фабрик находилась в городе Славянск (сейчас это территория Украины). Такой плиткой-визиткой традиционно украшались полы, оформленные плиткой этой компании — точно так же, например, была оформлена входная группа Бессарабского рынка в Киеве.
Из-под отвалившейся штукатурки старинного здания в Николоямском тупике пару лет назад показался дореволюционный кирпич и высказал свое мнение о современной застройке района и Москвы в целом. Такие клейма можно нередко встретить в кладке старинных зданий, по ним можно определить не только примерный возраст здания, но и конкретную фабрику, на которой этот кирпич и был изготовлен.
Из-под отвалившейся штукатурки старинного здания в Николоямском тупике пару лет назад показался дореволюционный кирпич и высказал свое мнение о современной застройке района и Москвы в целом. Такие клейма можно нередко встретить в кладке старинных зданий, по ним можно определить не только примерный возраст здания, но и конкретную фабрику, на которой этот кирпич и был изготовлен.

Вот здесь неравнодушные люди собирают подробный каталог старинных клейм.

И еще истории Москвы, рассказанной обычным кирпичом. В фасаде здания по адресу ул. Гончарная, 17 можно увидеть вот такой артефакт. Это продукция фабрики Михаила Челнокова, чьи заводы в 19-м веке находились в предместьях Москвы.
И еще истории Москвы, рассказанной обычным кирпичом. В фасаде здания по адресу ул. Гончарная, 17 можно увидеть вот такой артефакт. Это продукция фабрики Михаила Челнокова, чьи заводы в 19-м веке находились в предместьях Москвы.

 Известный и практически бесценный артефакт: один из последних сохранившихся верстовых столбов. Стоит в скверике у станции метро Площадь Ильича. На нем надписи «От Москвы две версты» и дата: 1783 год.
В то время здесь начинался знаменитый Владимирский тракт, сейчас это Бульвар Энтузиастов, предваряющий начало одноименного шоссе.
Известный и практически бесценный артефакт: один из последних сохранившихся верстовых столбов. Стоит в скверике у станции метро Площадь Ильича. На нем надписи «От Москвы две версты» и дата: 1783 год. В то время здесь начинался знаменитый Владимирский тракт, сейчас это Бульвар Энтузиастов, предваряющий начало одноименного шоссе.
На воротах дома № 6 по ул. Солженицына находится такая каменная табличка. И это возможность увидеть, как в Москве более 100 лет выглядела навигация. Первые буквы здесь — «Рог» — это обозначение, что дом стоит в Рогожском (ныне Таганском) районе. Полная расшифровка: Рогожская часть, 2-й участок, дом № 537. Это фото сделано до ее реставрации. Уникальная табличка гибла, но совместными усилиями Телеграмм-канала «Таганка-Мать», проекта «Реставрация старинных московских вывесок» и «Москвы. Детали» ее спасли: очистили и отреставрировали.
На воротах дома № 6 по ул. Солженицына находится такая каменная табличка. И это возможность увидеть, как в Москве более 100 лет выглядела навигация. Первые буквы здесь — «Рог» — это обозначение, что дом стоит в Рогожском (ныне Таганском) районе. Полная расшифровка: Рогожская часть, 2-й участок, дом № 537. Это фото сделано до ее реставрации. Уникальная табличка гибла, но совместными усилиями Телеграмм-канала «Таганка-Мать», проекта «Реставрация старинных московских вывесок» и «Москвы. Детали» ее спасли: очистили и отреставрировали.
Находка самых глазастеньких, гуляющих по Китай-городу. Это Ильинка, дом 8 — бывшее здание Волжско-Камского банка.  Кутырин, кстати, — дворянин и автор, помимо прочего, шедевральной лестницы-волны в особняке Рябушинского и скульптур на Храме Христа Спасителя.
Находка самых глазастеньких, гуляющих по Китай-городу. Это Ильинка, дом 8 — бывшее здание Волжско-Камского банка. Кутырин, кстати, — дворянин и автор, помимо прочего, шедевральной лестницы-волны в особняке Рябушинского и скульптур на Храме Христа Спасителя.
Эта столовая у метро «Кожуховская» уже давно закрыта, но обратите внимание на саму вывеску — было время, когда шрифтами занимались настоящие художники. Вывеску наверняка тоже уже сняли — это фото было сделано два года назад.
Эта столовая у метро «Кожуховская» уже давно закрыта, но обратите внимание на саму вывеску — было время, когда шрифтами занимались настоящие художники. Вывеску наверняка тоже уже сняли — это фото было сделано два года назад.
Рядом со зданием Северного речного вокзала стоит еще одно здание «флотского» назначения, а на его входе сохранилось это — прибор пожарной сигнализации, выпущенный ленинградским электро-механическим заводом имени Кулакова в 1936 году.
Рядом со зданием Северного речного вокзала стоит еще одно здание «флотского» назначения, а на его входе сохранилось это — прибор пожарной сигнализации, выпущенный ленинградским электро-механическим заводом имени Кулакова в 1936 году.
На высоком берегу Яузы, на противоположном берегу от «Винзавода» и прямо напротив центра дизайна ARTPLAY, стоит в окружении деревьев, делающих её почти невидимой, великолепная старинная усадьба Дача Строганова на Яузе. А это — прекрасный образец старинной росписи на потолке одного из ее помещений.
На высоком берегу Яузы, на противоположном берегу от «Винзавода» и прямо напротив центра дизайна ARTPLAY, стоит в окружении деревьев, делающих её почти невидимой, великолепная старинная усадьба Дача Строганова на Яузе. А это — прекрасный образец старинной росписи на потолке одного из ее помещений.
Душераздирающий сюжет на фасаде дома номер 25 на Земляном Валу. Здание построено в 1938 году; теперь уже и не узнать, что побудило скульптора изобразить так сильно напуганных детей.
Душераздирающий сюжет на фасаде дома номер 25 на Земляном Валу. Здание построено в 1938 году; теперь уже и не узнать, что побудило скульптора изобразить так сильно напуганных детей.
Вот еще одна сильная и любимая, хоть и редкая история — когда что-то ценное историческое не исчезает с улиц, а наоборот, возвращается. Несколько лет назад жители дома, что выходит фасадом на Хитровскую площадь, обнаружили на стене под слоем штукатурки вот такого нарисованного когда-то и кем-то молодого человека.  С первого взгляда рисунок «прочесть» сложно, но, если вглядеться, все там прекрасно видно/понятно.
Затем эти же неравнодушные жители помогли рисунку и в дальнейшем радовать потомков, поместив сверху вот такую прозрачную защиту.
Вот еще одна сильная и любимая, хоть и редкая история — когда что-то ценное историческое не исчезает с улиц, а наоборот, возвращается. Несколько лет назад жители дома, что выходит фасадом на Хитровскую площадь, обнаружили на стене под слоем штукатурки вот такого нарисованного когда-то и кем-то молодого человека. С первого взгляда рисунок «прочесть» сложно, но, если вглядеться, все там прекрасно видно/понятно. Затем эти же неравнодушные жители помогли рисунку и в дальнейшем радовать потомков, поместив сверху вот такую прозрачную защиту.
А эта история про «Если что-то делаешь хорошо и надолго, то и имя свое не стыдно на работе своей увековечить». С этим согласны архитектор Чернецов, каменщик Алексеев и десятник Овечкин, оставившие свои имена при постройке в 1911 году массивной каменной ограды для великолепной усадьбы фон Дервиза на Садово-Черногрязской улице, дом 6.
А эта история про «Если что-то делаешь хорошо и надолго, то и имя свое не стыдно на работе своей увековечить». С этим согласны архитектор Чернецов, каменщик Алексеев и десятник Овечкин, оставившие свои имена при постройке в 1911 году массивной каменной ограды для великолепной усадьбы фон Дервиза на Садово-Черногрязской улице, дом 6.
Вот дом многим известный и прекрасный — первый этаж почти ушел в землю, где-то сразу за ним шумит стародавняя московская речка Хапиловка, которая давно уже в трубе, а на доме — выставка достижений народного хозяйства многих поколений. Сам дом — это 19-й век, табличка «Металлоремонт» — советская эпоха, редкая по исполнению адресная табличка — это уже наш, век 21-й.
Вот дом многим известный и прекрасный — первый этаж почти ушел в землю, где-то сразу за ним шумит стародавняя московская речка Хапиловка, которая давно уже в трубе, а на доме — выставка достижений народного хозяйства многих поколений. Сам дом — это 19-й век, табличка «Металлоремонт» — советская эпоха, редкая по исполнению адресная табличка — это уже наш, век 21-й.
Странное архитектурное вкрапление в фасаде новодельного дома на Солянке — это чудом сохранившийся столбик церковной ограды Церкви Кира и Иоанна, которая была построена на этом месте в 18-м веке. Церковь в 30-е снесли, после чего здесь долгое время был одноэтажный дом с магазином; в нулевые снесли и его и построили этот дом, где сейчас находится кафе-кулинария. А столбик непостижимым образом всегда оставался цел. Тихая удивительная московская история.
Странное архитектурное вкрапление в фасаде новодельного дома на Солянке — это чудом сохранившийся столбик церковной ограды Церкви Кира и Иоанна, которая была построена на этом месте в 18-м веке. Церковь в 30-е снесли, после чего здесь долгое время был одноэтажный дом с магазином; в нулевые снесли и его и построили этот дом, где сейчас находится кафе-кулинария. А столбик непостижимым образом всегда оставался цел. Тихая удивительная московская история.

Вот эта церковь до разрушения (использована фотография с сайта temples.ru.

Церковь Кира и Иоанна, что при Сербском подворье, в Москве. 1881 год.
Церковь Кира и Иоанна, что при Сербском подворье, в Москве. 1881 год.
Париж в гостях у Москвы — изящный и хорошо сохранившийся барельеф девушки с тюльпаном на стене здания, построенного в 1899 году по проекту французского архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Само здание — одна из старейших в Москве фабрик, которая с середины 19 века по-прежнему выпускает всё ту же продукцию, которую многие знают и помнят. Это дореволюционная парфюмерная фабрика Альфонса Ралле, которая в советские времена получила название «Свобода». Мыло «Тик-так», «Алиса» и другие парфюмерные масс-хиты.
Париж в гостях у Москвы — изящный и хорошо сохранившийся барельеф девушки с тюльпаном на стене здания, построенного в 1899 году по проекту французского архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Само здание — одна из старейших в Москве фабрик, которая с середины 19 века по-прежнему выпускает всё ту же продукцию, которую многие знают и помнят. Это дореволюционная парфюмерная фабрика Альфонса Ралле, которая в советские времена получила название «Свобода». Мыло «Тик-так», «Алиса» и другие парфюмерные масс-хиты.

Спасибо, что дочитали до конца; ставьте лайки материалу — чем их будет больше, тем скорее здесь появится новый материал.