Эта история началась почти совместно с 20 веком, в одной испанской провинции...
Мальчик лет пяти-шести, стоит перед черно-белой фотографией над кроватью родителей. На фото - его брат, умерший в раннем детстве. И Первое слово, которое он услышал на свете было «Сальвадор», имя его брата.
Сальвадор не прожил и двух лет на свете. Он родился тремя годами ранее и умер ровно за девять месяцев и десять дней до рождения младшего брата. До 11 мая 1904 года.
…Он стоит перед черно-белой фотографией над кроватью родителей. Он не в силах ее изменить, но он сумеет изменить этот мир.
…Как много осталось от этого существа - его брата. Колоссальное наследство. Фотография, одежда, обувь, игрушки, каждодневные нравоучительные разговоры родителей о нем, и…, имя. Его тоже зовут Сальвадор, что по-испански означает спаситель.
И вот два Сальвадора смотрят друг на друга. И каждый хочет другого пригласить к себе.
Сегодня, при посещении могилы ребенка родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата. Он их правильно понял. Он – спаситель родителей от тоски по потерянному ребенку. Теперь нужно жить не только своей жизнью, но и жизнью брата, и не бояться кузнечиков...
«Засыпаю я с мыслью о том, что моя жизнь реально начнется завтра или послезавтра, или послепослезавтра, во всяком случае скоро (ведь это неизбежно случится)».
Раздвоение личности обретет себя во всевозможных проявлениях. В мыслях, в поведении, в чувствах, в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», а, главное, в сюрреализме, которому он посвятит свою далеко не тайную жизнь. Картина "Незримый человек" - тому подтверждение.
«Еще с самого нежнейшего возраста у меня обнаружилась порочная склонность считать себя не таким, как все прочие простые смертные. И посмотрите, как блестяще мне это удается».али
Дали - это более 1500 художественных произведений: картин, иллюстраций для книг, литографий, графических работ, скульптур и арт-объектов. Он выполнит колоссальное количество работ. И когда он создаст полотно «Взрывающаяся голова Рафаэля» - будет ясно, насколько близко ему такое восприятие художника.
Дали - это перевоплощение. Он всерьез будет биться за то, чего не хватило брату – за детство, хотя бы в мыслях.
И всякий раз станет говорить разные чудаковатости, совершать эксцентричные и абсурдные поступки, лишь бы отстали с дурацкими расспросами. Смерть отняла детство его брата, а родители отняли детство у него самого. Они ему явно мстили, в надежде, что произойдет перевоплощение Сальвадора, того самого.
Он спасает родителей - ему же справиться с этим кошмаром может помочь лишь сюрреалистическое отражение реальности.
«Вынужденное отождествление с умершим человеком означало, что истинный образ моего тела был связан с разлагающимся, гниющим, мягким и червивым трупом…».
Испытание началось. Испытание для чувствительной, слегка безумной и эксцентричной натуры художника. Оно будет заключаться в постоянным присутствии где-то поблизости незримого двойника. Даже часы, отсчитывающие время испытания, станут плавиться, как пластилин на солнце. Он пишет "Осенний каннибализм".
Когда Гарсиа Маркеса спросят о его романе «Сто лет одиночества» он скажет: «В каждом герое романа есть частица меня самого». Так у Дали, в каждой картине есть частица художника, и того самого призрака, который будет преследовать его всю жизнь.
…В 1925 году он пишет портрет отца.
«Когда он смотрел на меня, он видел меня и моего двойника. В его глазах я был наполовину одним человеком, наполовину чем-то большим».
В 1930 году отец отречется от Сальвадора. Когда-то они помирятся, но любовь отца к первому сыну всегда будет создавать особый контекст его отношения ко второму.
1963 год. Позади все крупнейшие полотна - Дали принимается за "Портрет умершего брата". С помощью техники точек он сотворит ему взрослое лицо. Почему он выберет прием из поп-арта, да еще добавив пейзаж?
Одна из версий. Усилено ощущение призрачности мальчика, да еще с волосами, которые образуют крылья ворона, птицы - вестника смерти.
Так он обозначит избавление от наваждения – двойник перенесен на холст.
А что творилось в душе? Он приподнимет кулису в другой картине «Ловля тунца» (1966—67 гг.), где наваждение воплотится в гигантской рыбе, с которой бьются рыбари, и вонзают в ее тело сверкающий кинжал, и лазурно-голубое море наполняется красной кровью. Это огромное полотно имеет размер 303 × 404 см и несет в себе разные жанры. Кроме сюрреализма, эпическое искусство, пуантилизм, ташизм, поп-арт, оптикал-арт и психоделика. Убийство призрака позволило ему выйти из рамок сюрреализма, так сказать, порезвиться напоследок.
…Но призрак вернется. В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. От него уезжает Гала. Да и кисть уже в руках не держится. А в четверг, 30 августа 1984 года, перед рассветом, кровать Дали вдруг начинает тлеть. Комната наполняется дымом. Он пытается кричать, сползает с кровати и теряет сознание…
Впереди пустота. Гений несколько лет будет барахтаться у огонька оставшихся сил. Пока призрак не унесет его с собой.