ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ) - предприятие в Ярославле, выпускающее дизельные двигатели. Двигатели ЯМЗ устанавливались и устанавливаются на грузовые автомобили и тракторы ЗИЛ, МАЗ, МЗКТ, Урал, КрАЗ, БелАЗ, Четра и др.
Но мало кто знает, что предприятие имеет более чем 100-летнюю историю, причем до 1958 года завод был автомобильным: здесь производили грузовики, автобусы и троллейбусы.
Завод был основан еще в Российской Империи в 1916 году В.А. Лебедевым. На нем планировалось выпускать грузовые и легковые автомобили по лицензии британской компании «Crossley». До революции успели построить только один автомобиль ("Лебедь"), да и то, по слухам, он был просто перевезен из Великобритании.
После революции завод Лебедева стал Первым государственным авторемонтным заводом, а позже он получил наименование "Ярославский автомобильный завод".
Основной продукцией ЯАЗа в межвоенный период являлись грузовые автомобили грузоподъемностью 3-7 тонн, также завод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси под установку автобусных кузовов другими заводами.
Грузовые автомобили Ярославского автозавода занимали высшую ступень в "табели о рангах" советских грузовиков межвоенного периода: в те годы малотоннажные грузовые машины выпускал ГАЗ, среднетоннажные - ЗИС, а крупнотоннажные, соответственно, - ЯАЗ.
В 1933 году инженерами ЯАЗ совместно с ОКБ ОГПУ были построены опытные образцы первого советского дизельного двигателя, которые получили имя «Коджу».
В годы Великой Отечественной войны завод выпускал гусеничные артиллерийские тягачи, а в 1947 году были построены первые серийные грузовики ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 тонн.
Грузовые автомобили ЯАЗ-200 стали наиболее удачными и конструктивно совершенными в истории завода, и по иронии судьбы именно их появление стало "началом конца" автомобильной истории предприятия.
Основными моделями семейства были двухосные (4х2) бортовой грузовик ЯАЗ-200 и опытный самосвал ЯАЗ-205. В 1947-1951 годах производство этих машин было передано на Минский автомобильный завод. Именно самосвал ЯАЗ-205, построенный в 1947 году, стал первым автомобилем марки МАЗ (он получил обозначение МАЗ-205).
В то же время с 1951 года на ЯАЗе началось производство трехосных (6х4) грузовых автомобилей семейства ЯАЗ-210, которое включало бортовой 12-тонный грузовик, самосвал, седельный тягач и балластный тягач.
В 1956 году "трехосное" семейство ЯАЗ-210 было модернизировано, при этом на конвейер встали следующие модели: бортовые ЯАЗ-214 (6х6) и ЯАЗ-219 (6х4), седельный тягач ЯАЗ-221 и самосвал ЯАЗ-222 (оба 6х4).
В 1958-1959 годах производство этих машин было передано на Кременчугский завод, который до этого выпускал комбайны, - так появились знаменитые грузовые КрАЗы.
Оставшийся без собственных моделей Ярославский автомобильный завод был переименован в Ярославский моторный завод и с тех пор автомобили не производит. С 1958 года он специализируется на разработке и производстве дизельных двигателей, коробок передач, сцеплений и т.п.
Так закончилась автомобильная история одного из крупейших автозаводов в СССР. Однако наработки, сделанные инженерами ЯАЗа, еще долгие годы использовались (и до сих пор используются) в конструкции автомобилей МАЗ и КрАЗ. Именно удачная конструкция моделей ЯАЗ-200 и ЯАЗ-210 позволила в дальнейшем появиться на свет таким легендарным машинам, как МАЗ-500, МАЗ-5337, КрАЗ-255Б, КрАЗ-256Б и многим другим.
А если учесть, что позже из МАЗа "выросли" еще несколько заводов, то ЯАЗ стал "дедушкой" еще и для заводов БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, КЗКТ и других.
А какие автомобили Ярославского автозавода знакомы вам?