Думаете, что новый сотрудник по умолчанию всегда делает ошибки, долго вникает в процесс и сложно адаптируется к новому коллективу? В основном это так. Но часто ответственность за первые «косяки» новичков лежит на самом работодателе. Чтобы получить готового работника, который разбирается в своем деле, нужно уже с первого дня с ним работать.
Как правильно провести адаптацию новичка на рабочем месте:
1. Определите главного по адаптации сотрудников
Обычно этим занимается HR-служба. Но на малых предприятиях функцию могут доверить замдиректора или начальнику соответствующего отдела. Вне зависимости от этого, у вас должен быть готов план работы с новенькими: знакомство с деятельностью компании, изучение корпоративных стандартов, обязанностей, инструкций, проведение инструктажа по работе и т.д.
Не ждите мгновенных результатов: весь процесс адаптации занимает около 20 недель в зависимости от работы. Имейте в виду, что в это время не только вы оцениваете сотрудника, но и он вашу компанию.
2. Назначьте новичку наставника
Это должен быть человек, к которому сотрудник сможет обратиться с любыми вопросами. Непосредственный начальник или коллега, который выполняет похожую работу. В малых фирмах главный по адаптации новичка и будет выполнять эту роль. Задача наставника — рассказать новенькому о компании, показать рабочее место, ввести в курс дел, ответить на вопросы по поводу рабочего софта.
3. Познакомьте с внутренним распорядком и покажите новенькому, что он свой в коллективе
Очень важно рассказать работнику о повседневных вещах: где находится столовая, как пользоваться пропуском, как попасть из административного здания в производственное. Если этого не сделать, сотрудник будет чувствовать дискомфорт и не сможет продуктивно работать.
Постарайтесь как можно быстрее сделать так, чтобы адаптация новичка в коллективе прошла легче: сделайте заранее новенькому ключи, пропуск, позовите на корпоративный обед.
4. Проведите тренинги и обучение
Даже если у работника большой опыт, он может не знать, как выполняется та же работа именно в вашей компании. Во время адаптации на рабочем месте для всех новичков должны быть предусмотрены обучающие материалы, вводные тренинги, даже если вам кажется, что все элементарно. Человек быстрее войдет в курс дела, если ему дадут пошаговый план, а не заставят разбираться во всем самому.
5. Усложняйте задачи постепенно
Не нужно сразу после обучения взваливать на нового сотрудника сложные стратегические задачи. Даже если у него подходящая квалификация и высокая зарплата. Начинать нужно с небольших поручений, чтобы правильно отработать бизнес-процессы. Пусть новенький сначала разберется, где брать шаблоны для отчетов, кому нести их на подпись, с кем утверждать планы. Усложняйте работу постепенно, тогда работник сможет плавно войти в рабочий процесс.
6. Контролируйте процесс коммуникации сотрудника с начальством
Начальник может не уделять внимания новичку просто из-за отсутствия времени. Наставнику нужно следить, чтобы процесс коммуникации между ними наладился: начальник должен давать обратную связь по поводу работы новичка, а тот, в свою очередь, должен задавать вопросы руководителю, реагировать на замечания. Это важно, ведь в дальнейшем им придется все время вместе работать.
7. Не давайте с самого начала максимальный доступ к данным
Это касается конфиденциальности, защиты коммерческой информации компании, личных данных сотрудников. Новый человек в компании — это в любом случае риск. Он может получить доступ к базе клиентов, продать её конкурентам и уйти после испытательного срока. Если нужно сразу подключать новичка к корпоративным данным, подпишите предварительно договор о неразглашении информации.
В целом, для лучшей адаптации на рабочем месте новичку нужно уделять внимание. Наставник должен быть как можно более доброжелательным и терпеливым. Хорошо, когда сотрудник сразу понимает, зачем он нужен компании и чего от него ожидают. Вместе с тем, нужно оценивать инициативность и квалификацию новичка, чтобы через пару месяцев получить хорошо подготовленного и лояльного работника.
Заходите в Школу Большой Птицы, будем рады!
https://school.bigbird.ru
Здесь мы размещаем массу полезного для начинающих и опытных предпринимателей: обучающие курсы, статьи, кейсы, актуальные новости, руководства.