Захотелось мне рассказать об истории необычных церквей и монастырей, которые были разрушены, но спустя годы все же восстановлены. Иногда силами простых людей.
Храм великомученика Георгия Победоносца – единственная в ЮФО церковь, расположенная на территории металлургического предприятия. Впрочем, доступ в эту часть завода открыт для всех прихожан. Культовое сооружение совсем молодое: место для строительства освятили в мае 2005 года – в Волгограде даже религиозные события приурочивают к юбилеям Победы в войне. А спустя ровно два года в храме прошла первая служба.
Однако у этой церкви была дореволюционная предшественница. Она находилась несколько западнее сегодняшней. Несмотря на то, что у них и названия разные (прежняя была Свято-Троицкой), священники считают новостройку законной преемницей.
- Место для храма выбирается свыше. Оно намоленное и политое кровью мучеников, ведь здесь во время Сталинградской битвы шли сильные бои. Преемственность есть хотя бы в практике существования церкви рядом с металлургическим предприятием, - говорит настоятель о. Виктор.
Крупнейший на тот момент железоделательный завод Европы заложили в Царицыне в 1897 году. На заводе «Урал-Волга», в 1912 году переименованном в ДЮМО, работало около 2500 человек. 99 процентов были православными.
- Рабочие отчисляли на строительство церкви два процента от заработка. И в 1903 году появился деревянный храм с двумя синими куполами, позднее его перестроили в каменный, - рассказывает пресс-секретарь Волгоградской епархии Сергей Иванов.
После прихода к власти большевиков церковью завладели обновленцы, весьма вольно трактовавшие основы вероучения. Так, традиционным иконам пришлось потесниться – им компанию составил портрет Ленина.
Впрочем, новая власть не долго терпела и этих реформаторов. Храм закрыли, а в 1927 году перестроили в дом культуры – имени все того же Ильича. Кстати, считался едва ли не лучшим в городе.
ДК был полностью разрушен в грандиозной битве. Кстати, современный храм поставили рядом с другим, не менее святым сооружением – руинами центральной заводской лаборатории. Это лишь одно из трех полуразрушенных зданий огненного Сталинграда, которые решено сохранить как памятники для потомков.
Архитектором церкви Георгия Победоносца стал Юрий Коссович, также являющийся автором проекта храма Всех Святых на Мамаевом кургане. Для экономии площади он перенес трапезную и помещение для воскресной школы в подземную часть.
- Сюда часто заходят заводчане – перед работой или в обед. И руководители отделов иногда обращаются, когда нужно освятить отремонтированное помещение или новое оборудование. Когда было Крещение, то у нас взяли четыре тонны воды – и рабочие приходили, и жители окрестностей. Так что храм востребован, - считает о. Виктор.