Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Самая снежная дорога России. Теория и практика снегоборьбы.

"Хозяйка" - гроза арктического снега.
"Хозяйка" - гроза арктического снега.

Железная дорога в Заполярье выглядит как трамвайные пути, небрежно брошенные прямо на снег. Но это совсем не так. На самом деле, полотно проложено по довольно высокой насыпи, в два или три человеческих роста. К концу зимы вдоль путей наметает гигантские сугробы. Здесь мы впервые увидели, и главное, почувствовали, что в снегу можно натурально утонуть.

Наш оператор ведет фотоохоту за поездами в полярной тундре. Выглядит как кадр из вестерна, точнее, нордстерна)
Наш оператор ведет фотоохоту за поездами в полярной тундре. Выглядит как кадр из вестерна, точнее, нордстерна)
Вид на ветку Чум-Лабытнанги с высоты птичьего полета. Поезд огибает первые уральские предгорья.
Вид на ветку Чум-Лабытнанги с высоты птичьего полета. Поезд огибает первые уральские предгорья.

Несколько раз за зиму со стороны моря приходят мощные снежные бураны, от которых не видно ни неба, ни земли. Но дорога должна работать. Это единственная связь с большой землей для многих поселков и стойбищ уральского Заполярья. И вот когда снега становится критически много, на рельсы выходит ОНА. Снегоуборочную машину с трех шагов не отличить от грязного сарая, поставленного зачем-то на железнодорожные колесные пары.

-4

Но стоит машинисту нажать заветную кнопку, начинается невероятное преображение. Под лязг железа и визг сервоприводов, из недр агрегата выползают самые настоящие стальные крылья.

Снежный покров в марте на Полярном Урале достигает двух-трех метров.  Высота этих щитов снегозащиты 4,5 метра.
Снежный покров в марте на Полярном Урале достигает двух-трех метров. Высота этих щитов снегозащиты 4,5 метра.
Складные крылья для хозяйки конструировали институт Пути, совместно с туполевским конструкторским бюро. Это придало им хайтековские технологичные формы.
Складные крылья для хозяйки конструировали институт Пути, совместно с туполевским конструкторским бюро. Это придало им хайтековские технологичные формы.
Толкает хозяйку обычный грузовой локомотив. Когда снега особенно много, к агрегату прицепляют сразу спарку мощных тепловозов.
Толкает хозяйку обычный грузовой локомотив. Когда снега особенно много, к агрегату прицепляют сразу спарку мощных тепловозов.
Внутри хозяйки есть подсобное помещение, с печкой и чайником. Так что машинисты агрегата всегда работают с комфортом.
Внутри хозяйки есть подсобное помещение, с печкой и чайником. Так что машинисты агрегата всегда работают с комфортом.

«Хозяйка», так её называют железнодорожники, моментально делается похожей на самого смертоносного робота-трансформера. И кажется, что завоевать мир, или хотя бы, республику Коми, ей мешает только отсутствие искусственного интеллекта. А машинисту просто лень.

-9
Такой красный закат над тундрой предвещает мощный снежный заряд. Временами поезда движутся в снежных коридорах, проделанных "хозяйкой".
Такой красный закат над тундрой предвещает мощный снежный заряд. Временами поезда движутся в снежных коридорах, проделанных "хозяйкой".

Фото Денис Дьяконов, режиссер и фотограф объединения "Зеленый край".