Премьера пришлась на скорбные дни: 22 ноября мир облетела печальная весть о кончине Дмитрия Хворостовского. Роль графа ди Луна по праву считалась одной из лучших вердиевских работ прославленного баритона. Казалось, эта партия была создана специально для него. Голос, внешность и актерская харизма Хворостовского делали образ графа незабываемым. Красноярцы нашли в себе силы почтить память земляка дополнительным дневным показом «Трубадура». Колоссальную нагрузку театр выдержал с честью. Благотворительный мемориальный показ предварили коротким видеообращением худрука оперной труппы Ларисы Марзоевой, подборкой фотопортретов певца, а также записью свиридовского романса «Богоматерь в городе» в исполнении самого Хворостовского.
Над спектаклем работала молодая команда постановщиков: режиссер Мария Тихонова, сценограф Ирина Сид и художник по свету Нарек Туманян. Мрачную средневековую историю, нагромождение страстей и нелепых, почти фантастических ситуаций в духе обостренного романтизма создатели решили усугубить и довести до «точки кипения». Готическую атмосферу они подчеркнули господством темных тонов, обилием средневековых лат, геральдических щитов, развешенных по всему залу, а также ажурными розетками, украшающими монастырскую стену. Неверный свет, исподтишка струящийся на сцену, задник, пылающий огнем костров, корявая ячеистая структура замковых стен, неумолимо взметнувшихся к колосникам неприступной твердыней, — ощущение хоррора и саспенса сопровождает зрителя от первой до последней ноты. А еще стойкое узнавание компьютерной реальности, будто бы ты оказался в виртуальной игре «по мотивам средневековых саг». Не случайно театр позиционировал премьеру (похоже, в расчете на молодежь) как действо, перекликающееся с «Игрой престолов».
Огнедышащая партитура Верди требует четырех, а лучше пяти первоклассных певцов. Центральный образ — цыганку Азучену — поют маститая Ирина Долженко и молодая Ольга Басова. Вокал первой близок к совершенству, в нем чувствуется масштаб, победное звучание верхнего регистра, темное, как морская пучина, клокотание контральтовых низов и феерическое проживание образа тронувшейся рассудком героини, постоянно пребывающей в пограничном состоянии. Меццо Басовой пока до этого уровня недотягивает: голос мельче, верхушки не всегда удачны, пластичности в речитативах маловато, да и роль пока лишена тщательной выделки, что особенно видно в сравнении с Долженко.
Убойную партию Манрико штурмуют сразу три тенора. Роскошь вокала, красота тембра и победные верха отличают приглашенного солиста из Бурятии Михаила Пирогова. Брутальный напор и смелость вокализации — маститого москвича Михаила Губского. Юный Александр Мурашов только примеривается к сложнейшей партии, хотя его тенор имеет очень хорошие перспективы. Надеемся, и сам артист вырастет из зажатого ходульного статиста в настоящего премьера.
Безусловно, особое внимание было приковано к партии графа ди Луна. Темный, почти басовый звук, при этом мягкое звуковедение и уверенный верх показал Алексей Бочаров. Опытный Олег Алексеев убедил мастерской фразировкой, верными смысловыми акцентами. Роскошный голос Андрея Силенко прозвучал на сей раз менее убедительно, чем обычно: чувствовались напряжение и усталость, ритмические и интонационные огрехи.
Хор (хормейстер Анна Сорокина) и оркестр театра под управлением главного дирижера Анатолия Чепурного радовали фактурным вердиевским звуком, выразительностью, тембральным и динамическим разнообразием. Правда, порой смущали некоторые темпы, слишком неспешные, мешавшие вокалистам петь и убедительно строить фразу. Тем не менее необходимый накал страстей на единицу времени был достигнут, что свидетельствует о качестве и осмысленности интерпретации «Трубадура» красноярцами.
1 декабря 2017 г., "Культура"