Найти тему
СОТы

Система заданий по Занкову Л.В. "Развитие интеллектуальных возможностей младшего школьника"

Система заданий по ТРИЗ. Система заданий по Занкову Л.В. "Развитие интеллектуальных возможностей младшего школьника"Пояснительная записка

В данной разработке представлена система заданий для организации технологии ТРИЗ на уроке математики в начальной школе с 1 по 4 классы.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.Система заданий – это систематизированные задания, представленные в определённой последовательности, объединённые в единую структуру.Задания по ТРИЗ-технологии представлены в системе: от лёгких к более сложным, начиная их введение в первом классе и заканчивая в четвёртом. Количеств применяемых заданий увеличивается относительно класса. Изучая и выполняя первые задания и приёмы, обучающиеся смогут выполнять следующие, таким образом, к концу четвёртого класса достигнут метапредметных и предметных планируемых результатов ФГОС НОО.ТРИЗ - технология творчества, призванная изучать принципы развития искусственных систем (обобщённое определение).

Данная технология основана на теории Генриха Сауловича Альтшуллера.Основными целями ТРИЗ-образования является:1) развитие творческих способностей;2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;3) формирование качеств творческой личности.Особенность уроков с применением ТРИЗ состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки.Основной целью системы заданий является воспитание творчески мыслящей личности, способной решать изобретательские задачи, используя инструментарий ТРИЗ.Задания направлены на реализацию предметных планируемых результатов по математике, а также метапредметных результатов. Представлены логические задания, задания на формирование геометрических и арифметических умений.Вариативные задания

  • Модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык);
  • «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет»;
  • приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
  • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
  • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев;
  • «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык);
  • «Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир);
  • «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов;
  • «Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература);
  • «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

Продолжение см. https://pedtehno.ru/content/sistema-zadaniy-po-zankovu-lv-razvitie-intellektualnyh-vozmozhnostey-mladshego-shkolnika