Найти тему
СОТы

Трудности мотивации обучения математике у детей с ОВЗ

Исследование собственных мотивов полезно не только потому, что позволяет выявить слабые места в нашем понимании и укрепить их. Оно также помогает нам узнавать удивительные стороны предмета, в связи с которым мы проводим своё изыскание. По мере того как наше понимание растет, заинтересованность предметом  тоже становится сильнее. От этого степень обучаемости возрастает. Однако, чтобы изучение шло по возрастающей линии, важно поставить перед собой правильные цели. Эти цели будут корректироваться, меняться по мере достижения или осознанности их нецелесообразности. Всё это действие происходит по схеме: приобретение знаний - осознание их необходимости - определение их личной значимости - приобретение  знаний - выработка умений - приобретение  знаний - формирование навыков - приобретение  знаний, как поддерживающая функция и двигатель дальнейшего прогресса».

Когда мы ближе понимаем значение, свойства, принципы предмета, мы не беспокоимся слишком сильно из-за временного непонимания, трудностей, которые будут встречаться по мере изучения. Это лишь будет давать пищу для постановки новых целей. Все эти основы стали для меня понятны по мере погружения в изучение проблемы.

Вывод,  к  которому я  пришла  «Если кто любит  математику, тому она позволит постичь свои секреты. Полюби то, что кажется трудно постижимым». Эти слова, на мой взгляд, можно отнести к любому процессу или предмету.

При работе с детьми с ОВЗ,  умственно отсталыми детьми, а именно о них пойдёт речь  в этой статье, используются таблицы, которые  всю сложность данного вопроса  излагают  всего в нескольких словах и «обрастают» смыслом по мере их осознания и достижения ребёнком.

ХОЧУ      МОГУ;    ХОЧУ      ЗНАЮ      УМЕЮ     МОГУ;  НЕ МОГУ     ХОЧУ  ЗНАЮ       УМЕЮ            МОГУ

Без помощи педагога самостоятельно понять значение этихслов вообще и как основ для утверждения ученик не сможет, поэтому в течение довольно  продолжительного  времени,  учителю  шаг  за  шагом  предстоит  открывать  их  смысл   через  рассуждения  и практическую   деятельность. По мере этой работы будут  делаться  выводы,  приводиться  примеры  учителем, а в дальнейшем  и  самими детьми.

Хочу  привести  пример из  урока  математики в 1 классе.

Тема: «Состав  числа  5».

Цель: познакомить с  составом числа 5.

Дидактическая задача:

научить  получать число 5 путём  сложения двух  чисел;

формировать  навыки  устного  счёта.

Коррекционная задача:

корригировать память на основе  упражнений  в запоминании,  сохранении и воспроизведении.

Воспитательная  задача:

воспитывать  мотивацию к изучаемому  учебному предмету.

Этап  сообщения  темы  урока.

-Мы познакомимся с составом  числа 5.

-Как сказать по-другому?

(Если  сильные ученики  не  смогут  дать  ответ,  учитель  сам формулирует, лучший для понимания детей, ответ.  Возможные варианты: «Мы узнаем,  из каких других  чисел  состоит число 5.», «Мы узнаем, как получить число 5 из двух других чисел»…)

Этап  целеполагания.

- Я  научу  вас  прибавлять два  числа  и  получать число 5.

-Чему вы  хотите  научиться  на  этом  уроке? (Возможные  вопросы: «Что  вы хотите  узнать по  теме урока?»,  «Что  вы хотите  узнать для  себя  новое  на этом  уроке?». Если  дети дают  отвлечённые ответы,  напомнить  ещё  раз тему  урока.)

-Для  чего нам  знать состав  числа  5? (Учитель  подводит  учащихся  к  мыслям о том,  что это  поможет   в дальнейшем

- правильно решать примеры  со  знаком плюс и  минус;

- в  своей  жизни,  например,   для  пересчёта  в уме количества  предметов.

Личные примеры детей приводятся по мере их понимания смысла вопросов учителя. «Что нужно сделать в магазине,  когда хотите что-то купить?  Что  нужно  знать,  чтобы посчитать  деньги?».  Позже примеры  будут  связаны  с подсчётом  количества  конфет каждому  другу  или  на  полднике, расчитыванием длины  ткани,  количества  обоев  для  комнаты и другими  жизненными ситуациями.)

В 4 классе на уроке математики учащиеся сами ставят цели, при  необходимости,  приводя  примеры о покупках  в магазине, о  зарплате и других  важных для них  моментах, связанных с вычислениями.

Для развития интереса у учащихся на уроках математики часто используются дидактические  игры занимательного,  проблемно-поискового  характера, максимально  связанные  с  жизнью и  другими предметами.

Существует  много  других  приёмов воспитания мотивации  к  математике и  как  следствие  улучшения уровня обучаемости этому  предмету.  Используя  их  в совокупности  или  чередуя,  вы  получите наилучший  результат.

https://pedtehno.ru/content/trudnosti-motivacii-obucheniya-matematike-u-detey-s-ovz