Найти тему
Сергей Новокшонов

А пилоты, кто?

А пилоты, кто? В авиацию надо идти по призванию, а не за большой зарплатой. В советское время была увлеченность, романтика покорения неба. Мои однокашники прошли путь от школьного авиамоделизма до полетов на планерах в ДОСААФ, затем летали на пилотажных Яках, отработали на "поршнях" Ан-2 после училища, переучились на "реактивную тягу". В отряд космонавтов, Г. Т. Береговому подавали рапорта. Реальные были надежды.
Вот, Михаил, например, успел и в Гражданской Авиации налетать не мало и успешно - стал Заслуженным пилотом СССР. В ГосНИИГА испытателем отрабатывал ситуации с "разложенными" в катастрофах "Тушками". Выявлял шансы на спасение машин и чести пилотов. С 2007 года испытывал гражданские самолеты Сухого, в том числе "сотку" с его многочисленными доработками и улучшениями.

Те ребята в 80-е годы стали командирами, в 28 - 30 лет на ТУ-134, Ту-154, тогда это было отличным достижением! До сих пор летают "на всем, что поднимается в воздух". Опять же в составе МАКа по сгоревшему "Сухому" Михаил - первым был на месте ЧП... В этом и печаль нашего поколения.

Кто сегодняшние пилоты? Бывшие военные летчики, переучившиеся, молодые ребята, выросшие на авиасимуляторах, "операторы машинного доения" денег из авиации, которые понятия не имеют грамотно оценить обстановку при посадке визуально! Их учат взлет- посадке на автоматике и дисплеях в закрытой кабине). Кто вторые пилоты, насколько самостоятельны?

Или как в "Сухом случае," КВС, бывший военлет, п-пк, возрастной, опытный, а чего его так гроза напугала? Итог: череда ошибок, приведшая к трагедии. Ведь пока "хребтом" и руками не почувствуешь поведение летучей машины, а налетом часов на данном типе ВС не докажешь профпригодность, на "джойстик" нечего уповать.

Прогнулась в свое время наша авиапромышленность под списанные Боинги да Эрбасы, освоили технологию зарубежного пилотирования, под опекой того же Боинга создавался Сухой Суперджет, отметая готовые Туполевские наработки.

Проблемы с Суперджетом остаются по техготовности, при частых поломках, некомплектным ремонтам. Выйдя на финишную прямую наше всё - МС-21 (самолет 21-го века) получил подножку санкциями по композитному крылу. Партнёры - конкуренты не дремлют - им не надо наше техническое, даже не превосходство - само существование, как авиадержавы.

Некоторые, жёсткие политики поговаривают и о госизмене наших высших, руководителей технических отраслей, занимавшихся аспектами развития гражданской авиации. То же происходит и с подготовкой пилотов, созданием "дутых" училищ, штамповкой пилотских "корочек". Возглас, потонувший в толпе : "А не пересадить ли руководство авиапрома на Суперджет 100!", не так уж и безоснователен... Три десятка серьезных проблем за восемь лет, учитывая в три раза меньший налет часов, чем у Боинга и Эрбаса.

Летаю часто, приятно, когда быстро заходят на посадку, мягко садят, даже в сложных условиях. Радует, что возросло количество КВС- женщин. Но опытных пилотских кадров в России не хватает. Где вы, молодежь с мечтой о небе? Куда улетают "оперившиеся", но не благодарные России уже не птенцы?

Многих манит воздух зарубежья, ЮВА с гигантской зарплатой, свежей техникой, пока мы тут "донашиваем" В-737 - - 777 четвертьвековой "летной годности". Ситуацию с Суперджетом и МС-21 сами знаете. До полностью автоматических воздушных перевозок в мире пока далеко, хотя развитие тенденций исключающих "человеческий фактор" всегда было и будет. Надеяться на замену пилотов роботами, всё решающими, пока наивно. Небольшие шаги к этому уже делаются. Но всё - таки, на что надеемся, на Бога?