Найти тему
Мнемозина

"Казаки в Берлине": песня, созданная за день

Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине.

     Автор песни – участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Соломонович Солодарь (1909 – 1992). В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил в предместье Берлина Карлсхорсте. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.

     ...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и властными движениями, которые ещё более подчеркивали строгость военной формы, её походную простоту.

     «Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги «Друзья-однополчане» (изд. 1973) А.Е. Луковникову, – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

     Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:

     – Давай, конница! Не задерживай!

     Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»

     Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...»

     Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам – Даниилу Яковлевичу (1905 – 1954) и Дмитрию Яковлевичу (1899 – 1978) – бывалому первоконнику. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:

                Казаки, казаки!
                Едут, едут по Берлину
                Наши казаки.

     Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть, но домой придётся возвращаться пешком, так как метро скоро закрывается. Солодарь приехал – песня была готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва (1912 – 1960) она прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране.


                КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ
                По берлинской мостовой
                Кони шли на водопой,
                Шли, потряхивая гривой,
                Кони-дончаки.
                Распевает верховой:
                «Эх, ребята, не впервой
                Нам поить коней казацких
                Из чужой реки».
                Припев:  Казаки, казаки,
                Едут, едут по Берлину
                Наши казаки.
                Он коней повёл шажком,
                Видит: девушка с флажком
                И с косою под пилоткой
                На углу стоит.
                С тонким станом, как лоза,
                Бирюзой горят глаза.
                «Не задерживай движенья!» –
                Казаку кричит.
                Припев.
                Задержаться бы он рад,
                Но, поймав сердитый взгляд,
                «Ну, ребята, марш за мной!» –
                Крикнул на скаку.
                Лихо конница прошла,
                А дивчина расцвела,
                Нежный взгляд – не по уставу
                Дарит казаку.
                Припев.
                По берлинской мостовой
                Снова едет верховой,
                Про свою любовь к дивчине
                Распевает так:
                «Хоть далёко синий Дон,
                Хоть далёко милый дом,
                Но землячку и в Берлине
                Повстречал казак...»
                Припев.

Владимир Калабухов