О кризисе среднего возраста написано много психологической литературы:
"Кризис среднего возраста – это такой термин, который характеризует сложный эмоциональный и психологический период жизни, как мужчины, так и женщины. В этот период человек начинает переосмысливать прожитую жизнь, делать выводы, причём чаще всего это происходит с очень негативным оттенком, сопровождаясь депрессиями, оппозиционностью ко всему, и многими другими, причём даже не присущими ранее, поступками. Из-за этого данный период и называется кризисом, так как человек испытывает глубокий личностный кризис".(Сайт психологов https://www.b17.ru/psiholog/)
Почти у всех моих знакомых в возрасте 40+ лет в жизни произошли и происходят какие-то драматичные события: люди разводятся, уезжают в другие города или даже страны, где начинают жизнь с чистого листа, а если и не уезжают, то начинают заниматься чем-то другим, меняют профессию и т.д. Многие говорят, что потеряли смысл жизни и не знают, что делать дальше, как жить. Люди с ужасом вдруг осознают, что некоторых целей, к которым они стремились, они уже никогда не достигнут, и их мечты уже не сбудутся. А новой мечты и новой цели у них нет. И на пустом горизонте единственной конечной точкой маячит лишь смерть…. О, это ужасное состояние! И все это еще усугубляется снижением внешней привлекательности (что особенно болезненно для женщин), а также ухудшением здоровья и слабостью, в т.ч. сексуальной (что особенно болезнненно для мужчин).
Я думала, что этот кризис жестко переживают лишь люди, у которых не было ничего значимого в первой половине жизни, но оказывается этому подвержены даже великие люди, которые уже много достигли и могли бы быть удовлетворены своей жизнью и спокойно встретить старость. Например, такой великий человечище, такая глыба, как Лев Толстой! Около 50 лет, когда он уже написал все свои великие романы, Толстой переживает глубокий душевный кризис, и чувствует потерю смысла дальнейшего существования. Он описал этот кризис в своей «Исповеди». Вот какие вопросы он себе задавал:
«Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?»; или думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!».
Но эти вопросы оставались без ответа, и Толстой пишет: «жизнь остановилась…» И в этом состоянии к нему пришла мысль о самоубийстве.
«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё» (Л. Толстой «Исповедь»)
Почему так происходит? И обязательно ли у всех людей должен быть этот кризис? И нормально ли это?
Психологи говорят: да, это нормально, это переоценка ценностей при переходе в новый возрастной период.
А я думаю, что это не нормально! Дело в том, что у людей, живущих в какой-либо религиозной традиции нет никаких кризисов.
Во всех религиях мира периоды жизни и цели ясно определены, и человек четко знал, что ему в каждом периоде жизни нужно делать, чем заниматься, а главное, к чему стремиться.
В Библии, в книге Екклесиаста говорится о том, что всему есть свое время и время всякой вещи под небом.
Но рассмотрим на примере индуизма периодизацию жизни человека, т.к. в индуизме эта схема прописана наиболее отчетливо.
Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).
Человеческая жизнь (продолжительность которой берется как 100 лет) делится на четыре равных периода по 25 лет каждый.
Брахмачарья - первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя целомудрие и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
Грихастха - семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются ценности чувственных наслаждений и материальное процветание. Долг человека - семьянина заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
Ванапрастха - уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии все материальные обязанности передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
Саньяса - последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши (освобождения из круговорота рождения и смерти).
(Кстати, Лев Толстой ушел из дома перед своей смертью, чтобы исполнить саньясу. Он знал об этой индуистской практике, т.к переписывался с великим индийским духовным деятелем и писателем Рабиндранатом Тагором).
В соответствии с этими периодами в индуизме имеются четыре цели человеческой жизни (пурушартхи). Этими целями в восходящем порядке являются:
Кама - чувственные наслаждения
Артха - материальное процветание
Дхарма - мораль и праведность
Мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти.
Из этих четырех целей самой низшей является кама, т.к. она доступна и животным. И осуществляется кама в определенный период жизни (во втором ашраме) для проявления супружеской любви и рождения детей («учебник» камы - «Камасутра»).
В индуистской философии концепция четырех пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека.
Удовлетворение этих нужд в соответствии с периодами жизни важно для человека любой религиозной традиции для достижения жизненного баланса (равновесия).
В каждой религии, не только в индуизме, имеется определение смысла жизни человека, четкое понятие о периодах жизни, о целях и задачах для каждого периода, имеются методы достижения этих целей и ответ на вопрос, что ждет человека за гробом.
Люди, жившие в рамках религиозной традиции, были подготовлены к переходу в следующий период свой жизни, а также и к переходу в мир иной. Поэтому они спокойно проходили течение своей жизни, спокойно воспринимали старение и уходили из жизни, как праотец Авраам, который «умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему» (Быт. 25, 7‒8).
Современный же безрелигиозный человек сошел с этого пути, его жизнь разбалансирована и погружена в хаос. Этот хаос порождается все увеличивающимся информационным потоком, ускоряющимся темпом жизни, различными глобальными страхами, а также беспорядочными желаниями, навязанными обществом потребления и многочисленными деструктивными зависимостями. В такой ситуации человек утрачивает всякие ориентиры. Чтобы жить, ему нужна специальная помощь – психологическая, душевная, духовная. И надо не бояться обращаться за этой помощью.
Подробнее о б этом можно прочитать в книге "Сейчас или никогда" https://ridero.ru/books/seichas_ili_nikogda/
В статье использованы фото из свободных источников в интернете, в т.ч с сайта Pixabay.com