Девяносто восьмой год. Дефолт в России, курс доллара взлетает с 6 рублей до 24.
Я закончил школу, приехал поступать в университет; выяснилось, что поступать мне не нужно и за мои школьные заслуги меня берут без экзаменов, и платить за мою учебу не придется. "Ну и прекрасно",—подумал я и выпросил у папы Pentium II 266 с нереальной 8-мегабайтной видеокартой 3Dfx Voodoo II и монитором 17", итого 1800 долларов. И вот во что я играл.
3dfx Voodoo
Итак, в 1997-1998 году люди, заполучившие видеокарту 3Dfx Voodoo, попадали в машину времени: с тормозящих игр с клетчатыми текстурами в 320х200 переносились в демонический мир скоростной цветной размазни в 800х600 с частотой 30 кадров в секунду и выше. Это был прорыв. Такого "вкусного" игрового железа с тех пор не выходило и вряд ли выйдет.
И тут на сцену выходит—великий и ужасный—он:
Unreal
"Кому нужна реальность, когда уже есть Нереальность?"--вопрошал любимый мой игрожурнал Game.EXE летом 1998 года.
Unreal произвел визуальный фурор. Лихое цветное динамическое освещение, quake-образный трехмерный движок, текстуры по-модному размазаны, и это всё при 30-40 кадрах в секунду!
Казалось, круче уже ничего не будет. Никогда. Сделали самую лучшую графику в игре. Скриншот из игры стал обложкой бумажного журнала—впервые в истории.
Помню как сейчас: сначала прогулки по планете Na-Pali с кроткими четверорукими туземцами, водопады, обрывы, птицы в небесах; появление жутких монстров в дискотечном цветном крутящемся освещении; космические корабли, невероятные лаборатории, стеклянные и зеркальные стены, вспыхивающие и правильно обсчитывающиеся источники света—это был шок.
P.S. Играть тоже было довольно интересно, но я в основном только глазел по сторонам.
Grim Fandango
Можно ли влюбиться в игру?
Можно. Мануэль Калавера (Калавера в переводе "череп")—очень харизматичный, чуть хрипловатый главгерой, даром что скелет в костюме; красавица Мерседес; гардеробщица Люпе; Глоттис—демон, шофер и пианист... А какие пейзажи! Путешествие в мир мертвых? Легко! Там все почти как у нас: любовь, интриги, деньги, коррупция, бизнес, а также доброта, душевность, зрелищность, чУдные транспортные средства, гонки гигантских котов-демонов! В общем, пять баллов. Одна из игр, которые я переигрываю каждые пару лет, и так будет всегда. Благо сейчас она есть даже на Switch.
Need For Speed III
И снова Need For Speed, уже третья по счёту. Чертовски красивый, быстрый, по-модному размазанный, если у вас достаточно денег на 3dfx. Игра о противоборстве с полицией, поэтому более чем кстати цветное освещение: у полицейских крутится красно-синий маячок на крыше, особенно хорошо смотрится ночь. Очень атмосферно! Отражения на автомобилях в реальном времени - отвал башки. А самые внимательные помнят желтые листья из-под колёс на осенней трассе...
Carmageddon 2
Продолжение великого Кармагеддона. Сделав пешеходов не спрайтовыми, а твердыми и объемными, разработчики прогадали: раньше игрок проезжал на машине по пешеходу как по соплям, а тут пешеходы становятся натуральной помехой. Не труЪ. Впрочем, саундтрек годный. В машине до сих пор слушаю.
Вангеры
Российские разработчики вновь не побоялись выпустить на рынок концептуальную экспериментальщину. "Еду я, значит, по Фостралу во время Чавки, бибов давлю, везу флегму — и тут смотрю, двое вангерских мехосов дерутся. Раффа прыгает вокруг Мамочки, пуляет из махотина. Она лениво из горба стреляет, если попадет один раз — раффа накроется. Потом начала из мортиры палить, а тут еще один вангер подоспел, ввязался в драку, и смог из Мамочки выбить глюк". В те времена играл в пиратку, но недавно чудом нашел запечатанный джевел в большом магазине в коробке "всё по 30 руб". Стоит теперь на полке, одна из жемчужин коллекции.
Thief: The Dark Project
А это стелс-экшен до мозга костей. Главгерой—вор. В руке дубинка и лук. Лучше не стрелять, не убивать, не шуметь. Ходите по коврам, а не камню; изучайте маршруты патрулей; гасите факелы. Ваше оружие—темнота и тишина. Ваша цель—украсть что-то крутое оттуда, откуда украсть что-то невозможно. Если вас увидят—убьют без промедления.
Redline Racer
Почетно упомянем красивейшую 3dfx-мотогоночку в шикарных пейзажах.
Аллоды
Отличная российская РПГовина. Цепные молнии, лечение, "танки", убер-шмот по 20 млн золотых—всё в наличии. На удивление сбалансирована. Пять баллов. Залипали что на первой, что на второй части бессчётные часы.
Дальнобойщики: Пусть к победе
Очень приятная и атмосферная игра от соотечественников. Запала прямо в душу очень многим игрокам: знакомая каждому тематика, неплохая реализация, дух странствий, новизна идеи - итог оказался закономерным: серия игр удалась. У меня была версия с AudioCD треками, поэтому я любил ночью, в дождь, на трассе послушать музыку, наблюдая, как капли дождя стекают по лобовому стеклу.
Tom Clancy's Rainbow Six
Игра, которую хвалили все наперебой, но я не осилил даже с двадцатого захода. Не понимаю в чем дело, но вот не прёт, и всё. Но упустить ее из обзора я не могу хотя бы потому, что игра была очень обласкана моим любимым игрожуром Game.EXE.
Monster Truck Madness 2
Замечательная гоночная аркада на грузовиках-бигфутах. Как ни напрягаюсь, не могу вспомнить, есть ли еще такие гонки, или серия MTM осталась в этом плане уникальной? Смотреть как отрабатывает на ухабах подвеска "монстров" было одно удовольствие, да и текстуры по-модному замылены.
Blood 2: The Chosen
Культовый кладбищенский шутер перебрался на новый графический движок LithTech. Игра получилась красивая, но спорная; получила довольно смешанную критику. На том же графическом движке, кстати был сделан роботошутер Shogo ("Восстание на Кроносе"), который мы вспомним во второй части этого обзора.
Baldur's Gate
Все еще помню веселый голосок из начала игры: "Привет, это я, Имоэн!" Если бы в школах изучали ролевые игры, то BG была бы в программе обязательно. Академическая "партийная" РПГ, где вы сами комплектуете и используете свою бригаду в строгом соответствии с одной из редакций AD&D. Игра имела обширные пространства, отрисованные вручную, безо всякой процедурной генерации; разработчики очень гордились этим и всюду об этом писали.
Die By The Sword
DBTS не отличалась ни красотой графики (сами видите), ни очень хорошей играбельностью, и вообще я ее не прошёл, но в ней была интересная фишка: сила удара мечом и его направление зависело непосредственно от ваших движений мышью, почти Kinect.
Итак, 1998 снова не вместился в одну часть. За бортом остались мегамонстры: Fallout 2, Half-Life, SiN, Starcraft и многое другое. Следующий пост с их участием по расписанию, так что оставайтесь с нами!