Как говорится у нас: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся!" В нашей стране если у тебя даже микрошечный бизнес с совершенно белыми и чистыми схемами расчетов и все налоги уплачены, вас могут внезапно "побеспокоить". Кстати именно чистый бизнес вызывает у правоохранительных органов особый интерес: во-первых, потому что в нашей стране такой бизнес будет однозначно убыточным, а значит за ним скорее всего стоит какая-то "отмывочная площадка"; во-вторых, из-за "конкуренции крыш".
Ничего не имею против "чистоты рук" наших правоохранителей, но опыт присутствия на десятке подобных мероприятий разного масштаба и степени обвинений подсказывает мне, что не все так однозначно. Если даже Президент страны обеспокоился этим своей фразой: "Хватит загонять бизнес под статью", то ставим этот риск в приоритет и думаем, как к нему подготовиться, а еще лучше - как его избежать.
Не буду здесь погружаться во всем известные нюансы и оттенки белого и серого - любой мало-мальски соображающий руководитель при опытном главном бухгалтере закладывают эти правила в свое делопроизводство со старта корпоративной деятельности. Немного об этом я рассказал в материале "О Структуре" . Здесь речь пойдет о той фазе "наезда" на компанию, когда у вас уже появились первые признаки вашей оперативной разработки.
Подавляющее большинство случаев "подведения бизнеса под статью" на моем веку, а это - за последние 17-18 лет, происходило по инициативе какого-то обиженного руководством компании или весьма заносчивого лица с уязвленным самолюбием: либо из состава местных властей (ОМСУ), либо из числа бывших ключевых сотрудников компании, с которыми пришлось расстаться "на ножах". Бурный поток их жалоб во все инстанции, включая правоохранительные, со знанием дела и его конфиденциальной стороны, зачастую находит так или иначе "заинтересованную инстанцию" и, уваля - у вас обыск!
Я уже писал здесь, как предупреждать подобный ущерб компании с примером "черного списка", но сам факт появления такого рода опасных "жалобщиков" должен насторожить руководство и подвинуть его на разработку предупредительных мер. Люблю этот тезис: "Безопасности много не бывает!" В такой ситуации он весьма уместен.
Планом предупредительных мер, который как я уже рассказывал здесь, лучше разрабатывать коллегиально на совещании надструктурного органа - Комиссии или Совета безопасности предприятия, необходимо предусмотреть проведение быстрой внутренней проверки состояния в компании прежде всего тех вопросов, к которым имел отношение "обиженный", на которые он и правоохранительные органы обращают внимание в своих заявлениях и уведомлениях о проведении проверки.
Да, именно так, обыск или допросы с последующим возбуждением уголовного дела обычно являются кульминацией "наезда", а начинается он с банальной проверки, каких десятками за неделю проходит в нашем бизнесе и, в большинстве случаев при профессиональной работе с проверяющим органом, их "наезд" можно этим и закрыть (см. Алгоритм действий при проверке). Но когда ситуация вышла из-под контроля, органы прокуратуры или следственного комитета "жаждут крови", тогда готовимся к обыскам и допросам.
Помним, что любой обыск или допрос возможен только по официальному документу: уведомление об обыске и повестка о вызове на допрос, а вписанные в них оперативники должны также представляться персональным служебным удостоверением. Не поленитесь снять копии, если не дадут - переписать данные всех предъявляемых оперативниками документов. Не бойтесь, это их не разозлит, но напряжет - они поймут что "не лохов разводить" им здесь, а иметь дело с серьезными людьми.
Понимая, что в ходе обыска могут и будут изыматься важные для работы документы (учредительные, договорные, финансовые, кадровые) и печати юридических лиц, нужно принять срочные меры по изготовлению и заверению (желательно нотариально) их фотокопий и дубликатов. Если при обыске не удастся "отбиться" от оперативников такими копиями, то при утрате оригинала с нотариально заверенной копией еще как-то можно продолжить работу компании и в последующем восстановить утраченный оригинал, т.к. очень сложно возвращать из следствия изъятые при обыске материалы.
Хорошо бы иметь в головном офисе компании скрытый удаленный сервер, хранящий все электронные корпоративные базы и программы, который моментально отключается при прибытии оперативников с обыском. Это позволит защить компанию и как-то отыграть время при намерении оперативников изымать жесткие диски и серверы предприятия.
Для персонала головного офиса готовятся корпоративные Правила по действиям при прибытии правоохранительных органов с обыском в Золотой папке компании (см. о ней здесь), которые в инструктивном порядке доводятся до них в ожидание подобных оперативных действий правоохранителей. Согласно данных Правил большая часть сотрудников на время обыска по-возможности покидает офис до окончания рабочего дня, переходя на работу во фрилансе или на выездах.
Готов разработать подобные Правила для вашего предприятия по личной договоренности, а здесь привожу пример Правил поведения сотрудников ВИП-зоны, где последний пункт о действиях при обыске:
Правила поведения в ВИП-зоне
Персоналу ВИП-зоны головного офиса (3-ий этаж) и посещающим его другим сотрудникам предприятия ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Шуметь и отвлекать внимание других сотрудников и руководства предприятия громкими спорами, смехом, трепом и несанкционированными заявлениями.
Следует: Для переговоров, споров, дискуссий, дебатов, переговоров как между собой, так и посетителями из числа персонала предприятия других этажей и приезжающих с объектов, а также иных посетителей, выходить в зал переговоров на этаже или в коридор, телефонное и личное общение с рабочего места вести негромко и спокойно, без эмоций и выкриков. Пустой треп в рабочее время в ВИП-зоне исключить во избежание последствий (см. Положение о трудовой дисциплине).
2. Заводить в ВИП-зону «на своих плечах» посторонних лиц, прибывших без вызова (особенно из числа «обиженных» контрагентов и клиентов, бывших сотрудников, тем более - внесенных ранее в «черный список»), не получивших право доступа у руководства, службы безопасности или охраны предприятия.
Следует: Встречи сотрудников предприятия с подобным контингентом осуществлять исключительно на улице у входа (под видеокамерами) с соблюдением мер предосторожности и сокрытия коммерческой тайны по согласованию с руководством предприятия (во избежание подозрений в нелояльности руководству).
3. Оставлять запущенных в ВИП-зону лиц по согласованию с руководством и службой безопасности, включая прибывший персонал объектов для ожидания вблизи стойки администрации и рабочих мест персонала, тем более вблизи кабинетов руководства предприятия.
Следует: Направлять для ожидания допущенных в ВИП-зону лиц в зал совещаний или на площадку у входа на 3-ий этаж.
4. Оставлять коммерческую информацию в окнах монитора или в документах на столах и у принтеров, на брошенных флэш-накопителях или дисках сотрудникам ВИП-зоны, покидающим рабочее место, оберегать их от любопытствующих посетителей.
Следует: Отходя от рабочего места или покидая его на время служебного выезда/ после окончания рабочего дня/ недели/ в отпуск, обеспечить сохранность коммерческой информации от несанкционированного доступа посетителей, включая сотрудников других служб и подразделений. Немедленно сообщать в службу безопасности и руководству предприятия о подозрительном поведении посетителей и других сотрудников по отношению к коммерческой информации.
5. Допускать посетителей к руководству предприятия без согласования с ним.
Следует: Вызывать охрану и принимать решительные меры для оказания помощи сотрудникам администрации предприятия (на стойке администрации) в удержании лиц, прорывающихся к руководству предприятия в эмоциональном или неадекватном состоянии.
Быть в готовности немедленно свернуть свою работу и покинуть офис через запасной выход по сигналу руководства, службы безопасности в экстренных ситуациях.
На работу оперативников при проведении обыска влияет и та обстановка, которую вы им для этого создадите. Мне иногда удавалось всю оперативную группу собрать в зале для переговоров и организовать доставку туда всех запрашиваемых ими документов вместе с кофе-чаем и дружественной атмосферой. Но чаще к сожалению бывало иначе, вплоть до "маски-шоу".
Все ответы сотрудников и ваши на вопросы следствия по инкриминируемой проблеме как в ходе обысков, так и на допросах должны так или иначе сводить ее к некой "переходной ситуации": это произошло тогда и потому, что как раз в это время этот уже не работал, а тот еще не приступил, то уже не действовало, а это - только вступало и т.п. Защита от "переходной ситуации" показала себя наиболее эффективной в самых сложных следственных делах.
Оперативные мероприятия с обысками в офисах, а иногда и в транспортных средствах, а также по месту проживания ТОПов предприятия обычно сопровождаются допросами. Логику допросов оперативной следственной группы понять сложно, но выработать в компании единую линию защиты можно и должно на Совете безопасности с участием своих лучших или привлеченных юристов и обязательно - профессиональных адвокатов.
Адвокаты, если они настоящие профессионалы, сами способны изменить ход следствия в вашу пользу. Но даже если это не так, их наличие не позволит "следакам" распускать руки и "шить вам" все подряд в стремлении "поднять цену" инкриминируемой вам статьи. По ходу оперативных мероприятий в Правовом департаменте/ Юридическом отделе предприятия назначается ведущий это дело юрист, который обязан формировать свое дело из материалов, проходящих по делу с тем, чтобы с их помощью всегда можно было его оперативно проанализировать, освежив в памяти важные детали.
Главная ваша жесткая установка привлекаемому по делу персоналу - ни при каких обстоятельствах не брать на себя вину чистосердечным признанием. Один хороший юрист в свое время по какому-то из ранних уголовных дел (лет 15 назад) учил меня: "Чистосердечное признание очищает совесть, но усугубляет вину и продлевает срок", а в корпоративном деле, чистосердечное признание одного может "припечатать" вину всему предприятию - большому коллективу добросовестных тружеников. Пример такого случая приведу позже в продолжение конкурса "быль-небыль", где вам предстоит угадать реальный вариант из двух предложенных.
И последний, но действительно действенный совет: если вы видите, что спасти ситуацию невозможно, а правоохранители непримиримы, начинайте срочную рассылку во всевозможные инстанции жалоб на следствие под эгидой защиты предпринимательства (в Общественную палату - там всегда есть комитет/ комиссия по вашей отрасли деятельности, аналогично - в Торгово-промышленную палату, в политические и правозащитные партии и союзы типа "А что Титов?", в либеральные СМИ, на Прямую линию Президенту РФ и т.д. Поверьте, их массовые запросы по вашей жалобе в следствие, способны охладить карательное рвение ведущих ваше дело правоохранительных органов.
Традиционные шутки по теме для разрядки:
Возможно нужно конкретней развернуть эту тему? Пишите в комментарий и не забывайте ставить палец вверх в начале материала.
Русанов Сергей