Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Насколько нужен России Ил-96-400М

Два года назад стало известно, что Россия возобновит производство пассажирского Ил-96, новая выпускаемая версия будет называться Ил-96-400М. Через пару лет построят первый лётный прототип, а затем займутся созданием серийных лайнеров, но если, что называется попрёт, то могут увеличить производство.Ил-96, который появился на границе смены эпох испытал такое количество проблем, что это заслуживает подробного рассказа.

Итак, проблемы для Ил-96 начались ещё на первом этапе разработки, дело в том, что новому дальнемагистральному самолёту в КБ Николая Кузнецова разрабатывали по заказу КБ Новожилова эксклюзивный мотор.

По плану к проектированию новой силовой установки приступили ещё в 1979 году, расчётная тяга на взлёте у такого двигателя должна быть не менее 18 тонн. Схему газогенератора взяли от двигателя НК-25, который применялся на ракетоносцах Ту-22М3. Силовая установка получила обозначение НК-56 и на начало 1984 года, наработав положенные тысячи часов, показала запланированные характеристики, но, как это обычно бывает – началось.

-2

Министр авиационной промышленности Силаев фактически вынудил генерального конструктора Ил-96 Генриха Новожилова занизить требования к взлётной тяге двигателя, то есть вместо 18 тонн заказать двигатель на 16, тем самым потерять в сумме 8 тонн взлётной тяги. Разумеется, это отразилось на характеристиках будущего самолёта. Пришлось значительно укоротить фюзеляж, сократить площадь и размах крыла, а также увеличить площадь и величину киля.

Максимальное количество пассажиров сократилось с 350 до 300 и это притом, что вся техническая документация была уже передана на Воронежский авиационный завод. Решение о переходе на двигатель с тягой 16 тонн было принято потому, что параллельно с созданием Ил-96 создавался среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-204 и на него планировали установить двигатели ПС-90А именно с тягой 16 тонн и министр решил, что экономичней будет оснастить оба самолёта одинаковыми моторами.

Так был создан вариант Ил 96, получивший обозначение Ил-96-300, впервые поднявшегося в воздух 28 сентября 1988 года. Пройдёт ещё 5 лет и самолёт начнёт эксплуатироваться на коммерческих рейсах Москва – Нью-Йорк. При максимальной взлётной массе 250 тонн и коммерческой загрузке 40 тонн и 150 тысяч литрах топлива машина имела дальность 9800 км, а перегоночная дальность составляла 14 тысяч километров.

Не повезло Ил-96 появиться на стыке двух событий – это распад СССР с вытекающими отсюда последствиями и зарождавшаяся эпоха двухдвигательных дальнемагистральных самолётов поэтому не имея никаких преимуществ, он не котировался на мировом рынке. Его закупили только три единицы для Кубы – два борта для национальной авиакомпании и один для президента.

В марте 2014 года «Аэрофлот» вывел все Ил-96-300 из эксплуатации, остались только три самолёта на Кубе и несколько в СЛО «Россия», у президента Путина числился борт под обозначением Ил-96-300ПУ (пункт управления). Всего было построено 28 самолётов Ил-96-300.

-3

На одном из них Генрих Новожилов установил по договорённости с производителем американские двигатели Pratt & Whitney, назвали этот серьёзно модернизированный самолёт Ил-96М. Но, рухнувший Советский Союз поставил эти планы под угрозу, всё же в апреле 1993 года состоялся первый полёт нового лайнера, затем началась международная сертификация, поиск заказчика и источников финансирования, инвестор нашёлся в лице американского ЭКСИМ банка, который согласился дать один млрд долларов под гарантии российского правительства, всё это надолго затянулось, а потом 17 августа 1986 года в России грянул дефолт.

Казалось бы, тема Ил-96М исчерпана и забыта, но как бы не так. В январе 2017 года подтвердились слухи о возобновлении выпуска Ил-96, государство выделяет 53 млрд рублей на создание новой версии Ил-96-400М, которых должно хватить на выпуск опытной машины и шесть серийных лайнеров. Строить их планировали на мощностях Воронежского авиастроительного завода в количестве двух единиц в год, сдавать в аренду обновлённый Ил-96 будет ГТЛК.

Сначала несколько слов о модификации Ил-96-400М, которая появилась в 2006 году. Фактически это планер от самолёта Ил-96Т, фюзеляж и крыло аналогичны, вместо Pratt & Whitney установлены модернизированные ПС-90А1 со взлётной тягой 17400 кгс, а также авионика российского производства.

Что мы знаем о версии 400М? В чём разница? Её просто нет, то есть принципиальных отличий нет, если верить сайту Ильюшин, те же двигатели ПС-90А1, тот же планер, три члена экипажа, когда весь мир перешёл на двухчленный состав и совершенно непонятно, почему Ил-96-400М называют будущим флагманом российской дальнемагистральной авиации. Планируемое количество лайнеров и весь самолёт из 90-х на это звание никак не тянут при всём уважении к Ильюшину.

Обновлённый Ил-96 позиционируют как переходный продукт к ожиданию российско-китайского широкофюзеляжника CR929 и совсем непонятно поведение Д.О. Рогозина, который в ответ на критику со стороны газеты «Ведомости» о коммерческой несостоятельности обновлённого Ил-96, сказал, что оно пользуется авторитетным изданием «Одна бабка сказала», но ведь они не на пустом месте это пишут.

-4

А как вам такое предложение Дмитрий Олегович – создать государственную компанию, парк которой будет состоять только из самолётов Ил-96-400М, при этом деятельность этой компании сделать максимально прозрачной на сколько это возможно, особенно по части финансовой эффективности. Но вряд ли кому захочется так подставиться – ведь причиной финансовой неудачи будет не только обновлённый Ил.

Вопрос же ремоторизации и оснащение лайнера только двумя двигателями даже не следует обсуждать, новый ПД-35 появится минимум через двенадцать лет, нужно прибавить ещё минимум три года на доработки и сертификацию, а к тому времени подоспеет проект CR929 , а Ил-96-400М уже устареет во всех смыслах. Создание модернизированного Ил-96 – это прежде всего, на мой взгляд, сохранение на плаву Воронежского авиапредприятия и авиационного комплекса Ильюшин, что тоже неплохо, а также возможность для государства пополнить флот СЛО «Россия» новыми бортами. Вот такая история.